Найти в Дзене

Узкоколейки Савёловского направления

В разное время на линии Москва - Савёлово существовало более 10 узкоколеек. Они начинались как правило от крупных станций и шли к различным предприятиям или на торфоразработки. Некоторые из них были разобраны, некоторые перешиты на обычную колею (1524 мм). Узкоколейка от станции Дмитров до карьера Метрострой и гравийно-песчаного завода №24 была построена в середине 30-х годов прошлого века. Она начиналась в южной горловине станции и шла на восток по дну оврага вдоль реки Хамиловка. По ней поезда из карьера возили песок на станцию Дмитров, где песок погружали в обычные вагоны и везли в Москву для строительства Московского метрополитена. Линию разобрали примерно в 1941 году. Сейчас на её месте проходит улица Веретенникова. Линия проходила от станции Каналстрой через Дмитровский экспериментальный механический завод (ДЭМЗ) к карьеру Метрострой и гравийно-песчаному заводу №24. Возникла во время строительства канала имени Москвы, в середине 30-х годов прошлого века. Позже была перешита на об
Оглавление

В разное время на линии Москва - Савёлово существовало более 10 узкоколеек. Они начинались как правило от крупных станций и шли к различным предприятиям или на торфоразработки. Некоторые из них были разобраны, некоторые перешиты на обычную колею (1524 мм).

1. Линия "станция Дмитров - карьер Метрострой"

Узкоколейка от станции Дмитров до карьера Метрострой и гравийно-песчаного завода №24 была построена в середине 30-х годов прошлого века. Она начиналась в южной горловине станции и шла на восток по дну оврага вдоль реки Хамиловка. По ней поезда из карьера возили песок на станцию Дмитров, где песок погружали в обычные вагоны и везли в Москву для строительства Московского метрополитена. Линию разобрали примерно в 1941 году. Сейчас на её месте проходит улица Веретенникова.

Линия "станция Дмитров - карьер Метрострой". Топографическая карта 1941 года.
Линия "станция Дмитров - карьер Метрострой". Топографическая карта 1941 года.

2. Линия "станция Каналстрой - ДЭМЗ - карьер Метрострой"

Линия проходила от станции Каналстрой через Дмитровский экспериментальный механический завод (ДЭМЗ) к карьеру Метрострой и гравийно-песчаному заводу №24. Возникла во время строительства канала имени Москвы, в середине 30-х годов прошлого века. Позже была перешита на обычную колею 1524 мм и функционирует до сих пор в качестве подъездного пути к Дмитровскому стекольному заводу. О нём я уже писал - https://zen.me/Pzc6r. На карте выше, путь показан с севера от карьера.

3. Линия "станция Каналстрой - канал им. Москвы - посёлок Орево"

Путь проходил от станции Каналстрой по берегу канала имени Москвы к посёлку Орево, затем шёл на восток и возвращался к железной дороге. Мог являться частью сети Орудьевской УЖД. Построен в середине 1930-х годов в связи со строительством канала, разобран после 1942 года. Позднее, чуть дальше от берега канала был проложен путь широкой колеи - от поста Ударный в северной горловине станции Каналстрой к посёлку Орево. В настоящее время движения поездов по этому пути нет.

4. Линия "станция Катуар - посёлок Рождественно"

Узкоколейный путь был построен до строительства канала имени Москвы, проходил от станции Катуар к торфомассиву у посёлка Рождественно. Путь использовался для вывоза торфа и (или) для строительства канала. Путь прекратил своё существование вскоре после заполнения Икшинского водохранилища, на месте которого и был торфомассив.

5. Линия "станция Вербилки - Фарфоровый завод - Садилово - Бельское"

Узкоколейный подъездной путь Вербилкинского фарфорового завода начинался от станции Вербилки и шёл к фарфоровому заводу, после чего пересекал по мосту реку Дубна и шёл на север в сторону посёлка Бельское, на торфоразработки. Путь внутри завода и вблизи него был электрифицирован, по некоторым другим данным, линия до Бельского была тоже электрифицирована. Ориентировочная дата постройки - 1935 год. До 1960-х годов линия от фарфорового завода к посёлку Бельское была разобрана. Узкоколейка от станции Вербилки к заводу была перешита на обычную колею 1524 мм. Движение внутри завода прекратилось в 1990-х годах. В 2004 году рельсы ещё лежали, однако движения не было уже много лет. После, электровоз и вагоны были порезаны в металлолом, по состоянию на 2009 год отрезок пути сохранялся только на мосту через реку Якоть (где путь когда-то соединял фарфоровый завод с железной дорогой широкой колеи, заканчивающейся в нескольких сотнях метрах от завода).

Линия "станция Вербилки - Фарфоровый завод - Садилово - Бельское". Топографическая карта 1940 года.
Линия "станция Вербилки - Фарфоровый завод - Садилово - Бельское". Топографическая карта 1940 года.
Узкоколейка внутри Вербилкинского фарфорового завода. Топографическая карта 1965 года.
Узкоколейка внутри Вербилкинского фарфорового завода. Топографическая карта 1965 года.

6. Линия "станция Лобня - кирпичный завод"

Линия проходила от станции Лобня к расположенному вблизи неё кирпичному заводу (не следует путать с Краснополянским кирпичным заводом). В настоящее время линия разобрана, завод был закрыт в 70-х прошлого века или ранее.

Линия "станция Лобня - кирпичный завод". Топографическая карта 1930-х годов.
Линия "станция Лобня - кирпичный завод". Топографическая карта 1930-х годов.

7. Линия "станция Соревнование - канал имени Москвы/Запрудня"

Довоенная узкоколейка была построена в связи со строительством канала имени Москвы в 30-х годах прошлого века, разобрана после 1942 года.

8. Линия "станция Лебзино - посёлок Воргаш"

Узкоколейка от станции Лебзино проходила к торфобрикетному заводу в посёлке Воргаш. Торфяник был открыт в 1940 году. На начало мая 1994 года действовала. На север от Воргаша существовала ветка, служащая отстойником для сломанных торфовозных вагонов. Участок Лебзино - Воргаш разобран в ноябре 1997 года. Линия уничтожена к 2003 году. На момент 2002 года, возле заброшенного завода оставался короткий отрезок пути и один торфовозный вагон.

Торфовозный вагон. Автор: Роман Иванюшкин. 2001 год.
Торфовозный вагон. Автор: Роман Иванюшкин. 2001 год.
Снегоочиститель. Автор: Макурочкина М. Л. Июнь 2001 года.
Снегоочиститель. Автор: Макурочкина М. Л. Июнь 2001 года.
Здание управления УЖД. Автор: Макурочкина М. Л. Июнь 2001 года.
Здание управления УЖД. Автор: Макурочкина М. Л. Июнь 2001 года.

9. Линия "посёлок Запрудня - станция Соревнование - торфоразработки"

Узкоколейка проходила от Запрудненского стекольного завода (ныне завод электровакуумных приборов) через станцию Соревнование на юг к торфоразработкам (торфяной участок №7), откуда на завод доставлялся топливный торф. Построена примерно в 1920-х годах, дата ликвидации - примерно 1960-е годы. Вероятно, на протяжении некоторого времени, эта узкоколейка составляла единую сеть с Орудьевской УЖД.

Линия "посёлок Запрудня - станция Соревнование - торфоразработки". Топографическая карта 1940 года.
Линия "посёлок Запрудня - станция Соревнование - торфоразработки". Топографическая карта 1940 года.

10. Линия "посёлок Раменское - торфоразработки"

Узкоколейка начиналась в посёлке Раменское вблизи о. п. Мельдино железнодорожной линии Вербилки-Дубна, и шла к торфоразработкам. Открыта в 1947 году, разобрана примерно в 1960 году. Протяжённость составляла около 10 километров. На линии работал трофейный ПС привезённый из Германии после войны.

11. Орудьевская УЖД. Узкоколейка Орудьевского торфобрикетного завода

Самая протяжённая узкоколейка из всех на линии Москва-Савёлово. Она начиналась от торфобрикетного завода рядом со станцией Орудьево. Через 1,5 километра была развилка: основной путь вёл в сторону посёлка Дядьково, по рассказам местных жителей, там был разъезд, затем в Надеждино, далее шёл на север параллельно каналу имени Москвы к торфяному участку №7. Другой путь, поворачивал на восток, пересекал под мостом вместе с рекой Кухолка перегон Орудьево - Вербилки, затем снова делился надвое: один путь шёл на северо-восток в сторону деревни Облетово (ныне не существует), другой - на юго-восток в сторону посёлка Непейно.

Вероятно, существовала ещё одна линия, которая шла параллельно основному пути и обеспечивала транспортировку торфа с южных участков. В 2000 году на её месте виднелись шпалы.

До постройки канала имени Москвы, Орудьевская УЖД составляла единую сеть с Мельчевской узкоколейкой, общая длина достигала 47,5 километров.

Могла составлять единую сеть с узкоколейкой Запрудненского стекольного завода и линией от станции Каналстрой к посёлку Орево.

Движение по узкоколейке осуществлялось по 2-3 торфовозных рейса в день в обе стороны, назначался вагон для перевозки рабочих. Подвижным составом был ЭСУ-2/ЭСУ-2А.

Движение по основному ходу УЖД было прекращено в 1989-1990 годах (по другим данным до 1994 года), ветка до Облетово/Непейно просуществовала ещё год. В 1991 году рельсы были завалены землёй. По некоторым другим данным движение на линии осуществлялось до 1995 года, после чего до 1996 года линия была разобрана. На момент 2004 года узкоколейка полностью уничтожена. Вагоны порезаны в металлолом. Торфобрикетный завод прекратил свою работу и сейчас находится в заброшенном состоянии.

Орудьевская УЖД. Топографическая карта 1965 года.
Орудьевская УЖД. Топографическая карта 1965 года.
Источник: https://orudjevo.ru/old/uzd/uzd_50.JPG
Источник: https://orudjevo.ru/old/uzd/uzd_50.JPG
Источник: https://orudjevo.ru/old/uzd/uzd_54.JPG
Источник: https://orudjevo.ru/old/uzd/uzd_54.JPG
Источник: https://orudjevo.ru/old/uzd/uzd_52.JPG
Источник: https://orudjevo.ru/old/uzd/uzd_52.JPG
Торфобрикетный завод. Источник: https://orudjevo.ru/uzhd/torfobriketnaya-fabrika/
Торфобрикетный завод. Источник: https://orudjevo.ru/uzhd/torfobriketnaya-fabrika/

12. Мельчевская узкоколейка. Линия "посёлок Мельчевка - пристань Ударная - посёлок Куминово"

До строительства канала имени Москвы составляла единую сеть с Орудьевской УЖД. Линия проходила от Мельчевского торфобрикетного завода на юг через пристань Ударная в сторону посёлков Куминово, Татищево. Торфяник был открыт примерно в 1939-1940 годах. Линия уничтожена в 1996 году.

Мельчевская узкоколейка. Топографическая карта 1981 года.
Мельчевская узкоколейка. Топографическая карта 1981 года.
Бывшая УЖД Мельчевка - Куминово. Автор: Дмитрий Мосейчук. 17 сентября 2004 года.
Бывшая УЖД Мельчевка - Куминово. Автор: Дмитрий Мосейчук. 17 сентября 2004 года.
Торфовозный вагон. Автор: Дмитрий Мосейчук. 2004 год.
Торфовозный вагон. Автор: Дмитрий Мосейчук. 2004 год.
Кабина тепловоза ЭСУ. Автор: Дмитрий Мосейчук. 2004 год.
Кабина тепловоза ЭСУ. Автор: Дмитрий Мосейчук. 2004 год.

Благодарю за внимание.

Источники:

https://narrow.parovoz.com/RU50.php

https://orudjevo.ru/old/uzd.html

http://railway-archive.studio-petukh.ru/article?name=uzk50.html