Этот фильм должен был стать началом целой серии фильмов по романам Агаты Кристи. Предполагалось, что зритель постепенно привыкнет к новому Эркюлю Пуаро в исполнении Кеннета Браны. Но премьера очередного кино про расследование на Ниле откладывается уже который год. И все недостатки фильма 2017 года со временем не меркнут
Здравствуйте!
Фильм «Убuйcтвo в Восточном экспрессе» вышел на экраны в 2017 году. Это – экранизация одного из самых знаменитых романов Агаты Кристи. Блестящий сюжет разворачивает перед читателем запутанную интригу, яркие герои, неожиданный финал – и моральная дилемма, разрешить которую не под силу даже гениальному сыщику.
Как обычно в романах Королевы детектива, разгадать тайну под силу только серым клеточкам Эркюля Пуаро. Происшествие в Восточном экспрессе в этом смысле – виртуозно созданная головоломка. Казалось бы, зачем в очередной раз рассказывать историю, финал которой уже известен?
У режиссёра, который берётся за столь смелое предприятие, есть два пути: изменить сюжет или предложить зрителям роскошное зрелище.
Менять сюжеты великой Агаты – удел самонадеянных и отважных. Ничего хорошего из этого не выходит. Остаётся тщательнее подойти к экранному воплощению. Вы оцените красоту игры.
Именно так поступил в 1974 году Сидни Люмет. Его «Восточный экспресс» собрал созвездие актёрских дарований. От одних имён слепит в глазах: Лорен Бэколл, Ингрид Бергман, Шон Коннери, Ванесса Редгрейв, Жаклин Биссет, Жан-Пьер Кассель. И Альберт Финни в роли Пуаро.
Кеннет Брана в 2017 решил воспользоваться тем же рецептом. Роскошные интерьеры канувшего в историю люксового поезда - Восточного экспресса, за окном которого мелькают дивные пейзажи, он населил звёздами кино. Красивая картинка и любимые актёры – кажется, этого достаточно, чтобы зритель остался в восторге.
Но беда в том, что нынешние режиссёры не могут просто так взять и поставить фильм по классическому британскому роману. Им всё время приходится сидеть на нескольких стульях, балансируя между толерантностью и здравым смыслом.
Первым делом Кеннет Брана развенчал образ Эркюля Пуаро. На эту роль режиссёр назначил самого себя. В итоге маленький бельгиец получился не таким и маленьким, а его щегольские усики (предмет особой гордости детектива) превратились в усищи, которым мог бы позавидовать кайзер Вильгельм.
Ну, это ладно. В конце концов, у каждого свой Пуаро. На книжного не похож, но если вспомнить, что Кеннет Брана – это Златопуст Локонс из Гарри Поттера, понимашь, что перевоплощаться актёр умеет замечательно. Может, он только для того и поставил фильм, чтобы сыграть великого детектива.
Но остаётся открытым вопрос: зачем новый Эркюль Пуаро таскает с собой медальон с изображением некой прекрасной Катрин, как герой старомодного слезливого романа? Агата Кристи такого не писала. Возможно, это хитрый ход, чтобы толерантная общественность не задавала вопросов про личную жизнь сыщика.
Потому что без свободомыслия в этом фильме не обошлось. Трансформациям подверглись основные персонажи. Вот как описывает автор книги достойного полковника Арбэтнота (или Эрбатнота – это уж на выбор переводчиков):
Высокий мужчина не то за сорок, не то под пятьдесят. Худощавый, загорелый, с седеющими висками. «Полковник из Индии», – подумал Пуаро
Это не просто герой, это типаж, который мелькает в английской литературе тут и там, а в романах Агаты Кристи встречается постоянно. Старый солдат, он не знает слов любви. Зато верен присяге и обучен хорошим манерам. Символ британской сдержанности. Служит империи и презирает иностранцев. По-английски великолепен. В фильме 1974 года его сыграл Шон Коннери.
А в фильме Кеннета Браны эту роль исполнил Лесли Одом-младший
Здесь он, конечно, никакой не полковник, а доктор, сумевший получить образование ввиду незаурядных способностей. Но принять это объяснение можно лишь с большой натяжкой. Какие шансы были у темнокожего человека проехать в поезде-люкс по Европе в 1930-х годах? Примерно такие же, как у марсианина. И даже меньше.
В сюжетах Агаты Кристи нельзя изменить только одну деталь. Вслед за ней потянутся остальные. И пришлось режиссёру выдумывать героям новые биографии и переписывать характеры. А несуразицы прикрывать артистизмом.
Актёрский состав в фильме подобрался роскошный.
Джонни Депп в роли Рэтчетта-Кассетти
У Деппа здесь совсем мало экранного времени (персонаж недолго оставался живым), но достаточно, чтобы оценить редкий дар – отрицательное обаяние. Умопомрачительный злодей.
Джуди Денч в роли княгини Драгомировой
Ей тоже досталась всего пара реплик, но эффектный проход по вагону в начале искупил всё
Уиллем Дефо в роли Хардмана
Совсем небольшая роль, но в образ актёр попал точно
Пенелопа Крус в роли Греты Ольсен
Вот здесь как раз не сложилось – знойная красавица выглядит чужеродным элементом. Роль набожной шведки, натянутая на роскошную фактуру, трещит по швам
Мишель Пфайффер в роли миссис Хаббард
Звезда играет звезду. Ради неё тоже пришлось перекроить оригинальный текст. Вместо назойливой бабушки из американского захолустья в фильме действует взбалмошная кокетка зрелых лет. Но Мишель по-прежнему прекрасна, несмотря на все усилия косметологов.
По-настоящему красивы в этом фильме пейзажи.
А ещё – интерьеры фешенебельного поезда. Крахмальные скатерти, серебряные столовые приборы, вышколенный персонал. Убранство Восточного экспресса напоминает кадры из «Титаника». Есть чем полюбоваться.
Красивый фильм. И разгадка окажется неожиданной для тех, кто не читал роман. Но книга всё-таки лучше. Намного.
Читайте хорошие книги!
Пример ещё одной экранизации, в которой современные установки разрушили сюжет:
О романах Агаты Кристи и фильмах по её историям читайте под рубрикой #книжный клуб агаты кристи
И ещё много интересного на канале ЯМадама. Подписывайтесь – будем держаться вместе!
#киноклуб ямадама #книжный клуб ямадама #детектив-клуб ямадама #агата кристи #убийство в восточном экспрессе #джонни депп #детектив #кино #обзор фильма