Найти в Дзене

Японская подводная лодка – авианосец времён Второй мировой войны

В начале августа 2013 г. в ходе подводных исследований по программе «Maritime Heritage» на глубине около 700 м к юго-западу от о. Oahu (Гавайские о-ва) обнаружены обломки японской дизельной подводной лодки (ПЛ) времён Второй мировой войны.

В течение нескольких месяцев обломки исследовались с помощью глубоководных аппаратов «Pisces IV» и «Pisces V». По результатам их работы было установлено, что обломки принадлежат дизельной ПЛ I‑400 – головной в серии из трёх дизельных ПЛ типа «Sen Toku» ВМС Японии (заложена 18.01.1943 на верфи Kure Naval Arsenal, спущена на воду 18.01.1944, введена в состав флота 30.12.1944).

Подводная лодка предназначалась для транспортировки четырех ударных гидросамолётов M6A1 «Seiran» фирмы Aichi, обеспечения их взлета и атаки объектов на побережье США.

ПЛ типа Sen Toku
ПЛ типа Sen Toku

Три гидросамолёта хранились в герметичном ангаре на верхней палубе в сложенном положении и один – в разобранном состоянии. На верхней палубе к носу от ангара размещалась катапульта для пуска летательных аппаратов.

Имелся подъёмный кран для подъёма гидросамолёта из воды на верхнюю палубу. Размещение на палубе ангара гидросамолетов потребовало перемещения ограждения рубки к левому борту.

Обеспечение ширококорпусных обводов дизельных ПЛ при небольшом диаметре прочного корпуса было достигнуто за счет того, что носовая часть имела форму «восьмёрки». В каждом из корпусов «восьмерки» размещались по четыре торпедных аппарата; далее корпус плавно принимал форму цилиндра, а затем также плавно переходил в форму «горизонтальной восьмерки», которая сохранялась на большей части длины ПЛ; последняя четверть длины корпуса имела форму цилиндра.

Первоначально планировалось строительство серии из 18 дизельных ПЛ типа «Sen Toku»; в 1943 г. это количество было сокращено до девяти, затем до шести и, наконец, до трех единиц. Вторая дизельная ПЛ I‑401 была введена 08.01.1945, третья I‑402 – 24.07.1945.

Основные характеристики дизельной ПЛ типа «Sen Toku»:

водоизмещение – 5 223 т надводное, 6 560 т подводное; размерения – 122,0х12,0х7,0 м; скорость полного хода – 18,75 узлов надводная, 6,5 узлов подводная; дальность плавания – 37 500 морских миль при 14 узлах; глубина погружения – 100 м; автономность по запасам продовольствия и пресной воды – 90 суток; экипаж –144 чел.

Энергетическая установка включала:

четыре дизельных двигателя суммарной мощностью 6 720 кВт (9 000 л. с.); два гребных электродвигателя суммарной мощностью 3 200 кВт (4 200 л. с.); два гребных винта. Оружие: восемь носовых торпедных аппаратов калибром 533 мм, боезапас – 20 торпед; одна 140-мм артиллерийская установка; три трёхствольные башни с тремя 25-мм дистанционно управляемыми артиллерийскими установками каждая; одна башня с одноствольной 25-мм артиллерийской установкой.

В первых числах августа 1945 г. дизельная ПЛ I‑400 и I‑401 были направлены для нанесения удара по военно-морской базе ВМС США на атолле Ulithi (Каролинские о-ва). Предполагалось, что гидросамолёты после выпуска с дизельной ПЛ будут идти на высоте не более 50 м, чтобы их не обнаружили с радиолокационной станции. Через несколько суток после выхода на ПЛ I-400 произошёл пожар, и она вернулась на базу для ремонта. Вторая дизельная ПЛ не смогла самостоятельно выполнить боевую задачу и также вернулась.

Ангар ПЛ типа Sen Toku
Ангар ПЛ типа Sen Toku

Второй поход дизельных ПЛ I-400 и I-401 к атоллу Ulithi был запланирован на 20 августа. Но война подходила к концу, и экипажи дизельных ПЛ получили приказ уничтожить всё оружие и гидросамолёты.

Все три дизельные ПЛ были взяты в плен ВМС США, но вскоре были потоплены с тем, чтобы не знакомить советских союзников с новейшими подводными технологиями ВМС Японии.

Дизельная ПЛ I-400 была использована 04.06.1946 в качестве мишени при отработке торпедного оружия дизельной ПЛ «Trumpetfish» SS 425 (типа «Balao») ВМС США.

Гидросамолёт M6A1 «Seiran» – единственный в мире серийный самолёт, предназначенный для взлета с палубы ПЛ. Было построено 28 гидросамолетов.

Характеристики гидросамолёта: длина – 11,64 м, размах крыльев – 12,26 м, высота – 4,58 м; масса сухого летательного аппарата – 3 301 кг, взлётная – 4 040 кг, предельная на взлете – 4 445 кг; скорость – 474 км/час максимальная, 296 км/час. патрулирования; дальность полёта – 1 190 км; потолок – 9 900 м; экипаж – два человека (пилот и стрелок-радист). Оружие – один 13-мм пулемёт; две бомбы по 250 кг или одна 850 кг, либо одна авиационная торпеда Type 91 (скорость – 42 уз, масса – 848 кг, габариты 5,27хØ0,45 м, боевая часть – 323,6 кг, заряд – 235 кг).

Гидросамолет M6A1 Seiran
Гидросамолет M6A1 Seiran

Двигатель гидросамолёта – двухрядный, 12-цилиндровый с водяным охлаждением, мощность – 1 400 л. с. Посадка летательного аппарата в открытом море при интенсивном волнении обеспечивалась двумя большими поплавками.

Подготовка гидросамолёта M6A1 «Seiran» к пуску занимала около семи минут; все три самолёта могли быть выпущены в течение 45 минут. Место на верхней палубе дизельной ПЛ для подготовки гидросамолёта было выкрашено флюоресцирующей краской для облегчения выполнения работ в темноте.

#гидросамолет #история подводных лодок #история второй мировой войны #подводные исследования #японская #летательный аппарат #пожар на подводной лодке #торпедный аппарат #каролинские острова #атака военно-морской базы США