Сразу скажу: этот мультфильм мне не нравится совсем и, главное, непонятно, почему он такой мегауспешный и культовый, притом не только в США, но и у нас в России (и много где ещё). Ведь всё, что в нём есть хорошего - это песня Элтона Джона "Can You Feel the Love Tonight".
Вряд ли причина моего неприятия в том, что я посмотрел "Короля" лишь недавно, а не в середине 90-х, в студенчестве. Если перед тобой шедевр "на все времена", то без разницы, когда его видел впервые - желательно, наоборот, это сделать в зрелом возрасте, когда есть определенный опыт, а также время, чтобы копаться в поисках глубинных смыслов (или додумать свои). А не так, как в юности, а тем более в детстве, когда на ура идёт только то, что лежит на поверхности. Конечно спустя десятилетия воспринимаешь всё через ностальгическую призму, хотя и она, бывает, что не спасает и ты оказываешься в шоке (из разряда "и от этого я был в восторге?!")...
Притом, я вполне еще застал конец 80-х, когда в видеосалонах перед началом фильма крутили не только всякие видеоклипы, но и мультики, в том числе диснеевские про Микки-Мауса, Дональда-Дака и Плуто, а также фрагменты из классики вроде Белоснежки или Пиноккио. Отдельно посещать детские мультсеансы было уже выше моего достоинства (в старших классах учился), но подобное и сейчас отлично смотрится.
А когда с начала 1991 года по воскресеньям по Первому каналу начали показывать диснеевские сериалы (первыми были "Утиные истории" и "Спасатели, вперёд"), я тоже был среди их постоянных зрителей. Последнее из мультмногосериек, что я в 1990-е не пропускал никогда, был "Чёрный плащ" (хотя нравились и "Новые приключения Винни-Пуха", где Пяточка озвучивал Леньков, и "Мишки Гамми"). А вот "Гуффи", "Алладин" и тем более "Русалочка" - это уже было мимо.
Но всё вышеперечисленное лишь к тому, чтобы дать понять, что я из того самого поколения вчерашних школьников 80-х, которые успели слегка окунуться в диснеевскую мультипликацию, получив представление и о сериалах, и о "классике", но о том, чем уже больше 20 лет пичкают среднестатистических детей уже с младенчества, имеют очень смутное представление. Об идеологическом отторжении из-за того, что это "американщина", речь в моём случае точно не едёт. Хотя кое-что мне претит (не без этого).
Так я не выношу диснеевскую версию Маугли ("Книга джунглей") и Золушки, и в целом недолюбливаю, как на этой студии в полнометражках последние лет 60-70 рисуют людей (приторные красотки да кирпичом подбородки), как и однотипно слащавые песенки. Но скопом о всех 60-ти работах в полном метре судить остерегусь - смотрел-то я их от силы штук пять.
Но вернусь к теме статьи. Казалось бы, что в "Короле Льве" может не понравиться: людей нет и в помине, кругом птицы-звери-насекомые, в которых за почти 100 лет диснейщики поднаторели (как и в фоновых пейзажах). Проблема в сюжете.
Как утверждают, это первый полнометражный проект студии, где за основу взят совершенно оригинальный сценарий, разве что чуть-чуть навеянный "Гамлетом" Шекспира. Как бы и там, и там в наличии лишившийся в малые годы отца принц и его дядя-братобийца, наследовавший королевский трон. И борьба за власть. Пусть так. В остальном каждый о своём.
Меня уже в самом начале отвратила далёкая от реальности задумка, что саванной единолично рулит царь-лев, у которого единственная жена и сын-наследник, перед которыми все постоянно раболепствуют. Кто хоть раз смотрел документалки о природе Африки, знает, что семейные взаимоотношения в львином прайде далеки от моногамии (и идиллии), при этом альфа-самец вынужден регулярно доказывать свое доминирование в стычках с конкурентами. А вот передача власти по наследству присуща как раз гиенам (но по материнской линии - матриархат же).
И что это за прославление верноподданнической идеи, согласно которой без одного определенного главы государства "крокодил не ловится, не растёт кокос"! Фильм и вправду в США сделан?
Уверен, многие возмутятся, что это же детская сказка и ни к чему эти придирки. Пусть так, но и все дальнейшие плоскодонные перипетии переполнены разве что пафосом, но никак не занимательностью или хотя бы юмором. В качестве парочки записных клоунов (очень распространённое амплуа в диснеевских полнометражках - это к слову от стереотипах) тут выступают сурикат Тимон и бородавочник Пумба, ставшие в дальнейшем героями популярного спинофф-сериала. Проделки этих гиперактивных друзей - вещь на любителя, но конкретно в фильме всё дополнительно поганит их туалетный юмор, приучая к нему зрителей с малолетства. Я - против!
С трудом верится, что в такой развесёлой компании смог бы вырасти достойный наследник львиного престола, к тому же питаясь исключительно слизняками и прочим подножным кормом (и откуда потом силы взялись на драку с дядей?), а также предаваясь рефлексии. Впрочем, в итоге всю эту дурь из него выбьет шаман-психоаналитик Рафики путем одно-единственной беседы с небесами, откуда уже прямая дорога до хэппи-энда. Снято может и красиво (местами), но критическое мышление надо отключать нафиг.
2,5 из 5
(с) Albert Magnus специально для kin0guru
#киноностальгия от kin0guru