Найти в Дзене
Академия смысла

Три ошибки, в которые попадает наше мышление (II часть)

Друзья! Мы продолжаем говорить о самых интересных искажениях, которые вмешиваются в работу мышления. В прошлый раз вы проявили большой интерес к этой теме и вдохновили нас дальше рассказывать о ловушках. Рассказываем!

🦄 Эффект Барнума

Скоро Новой год! Этот праздник часто ассоциируется с изменениями в жизни, происходящими из-за смены символа года. Предстоящий год, например, связан с тигром. Некоторые люди, желающие знать, что им принесут следующие 12 месяцев, заглядывают в гороскопы. И им может показаться, что гороскоп написан специально для них! Однако здесь срабатывает эффект Барнума. Расплывчатые и общие описания легко запутывают нас и вводят в заблуждения: в описаниях люди узнают себя и находят сходства со своей жизнью.

Этот эффект назван в честь Финеаса Барнума, американского шоумена, который был известен своими психологическими трюками.

💁‍♀️ Феномен Баадера — Майнхоф

Ваш близкий друг рассказал вам про свой любимый фильм, о котором вы никогда до этого не слышали. Словно по волшебству весь следующий день вам попадается информация об этом фильме: вы заходите в книжный магазин и видите бестселлер, по которому была снята картина; ваша вторая половинка внезапно рассказывает о том, что она хочет посмотреть этот фильм вечером; в онлайн-кинотеатре всплывает рекомендация. Что происходит? Новая информация делает наше внимание избирательным, заставляя подмечать детали, которых мы не видели до этого.

🍲 Эффект Зейгарник

Однажды российский психиатр Блюма Вульфовна Зейгарник обедала в ресторане. Это произошло в 20-х годах прошлого века. Психиатр заметила, что официанты держат в памяти сложные и неоплаченные заказы, но как только посетители совершают оплату, обслуживающий персонал тут же забывает о заказах. Суть эффекта заключается в том, что человек лучше запоминает незавершенное событие, чем завершенное. Как говорится, с глаз долой, из сердца вон.

Узнайте по теме больше в Telegram-канале Школы мышления.

и на нашем сайте.