Найти тему
Бородинское поле

«ПРОМЕДЛИТЬ – ЗНАЧИТ ПОТЕРЯТЬ ЧЕСТЬ»

Таков был девиз предшественника российской Государственной фельдъегерской службы, отмечающей сегодня свой профессиональный праздник. Удивительно, но это формирование с более чем двухсотлетней историей пережило и конец Российской Империи, и развал СССР.

225 лет назад, 17 декабря 1796 г., император Павел I учредил в России Фельдъегерский корпус («feldjäger» с нем. - «полевой стрелок»), в задачи которого входила курьерская доставка особо важной государственной корреспонденции и ценных грузов во все уголки России и за границу, а также выполнение многочисленных личных поручений императора. Штат сотрудников состоял всего из 1 офицера и 13 фельдъегерей, но стремительно рос в связи с огромным объемом работы. Изначально он формировался из личного состава императорской гвардии, однако впоследствии в корпус стали брать и гражданских, подходящих по наличию опыта, своим психологическим качествам и физической подготовке. Фельдъегеря и офицеры корпуса дежурили в императорском дворце и могли направляться с самыми разными поручениями по всей стране, а также и за границу. Ввиду длительных заграничных поездок знание иностранных языков рассматривалось как большой плюс для зачисления на службу.

Первым руководителем Фельдъегерского корпуса был майор Шелганин, однако настоящим отцом-командиром этого подразделения считают Николая Егоровича Касторского, возглавлявшего корпус с 1799 по 1814 г., вплоть до своей внезапной кончины в возрасте 39 лет. При нем появилась четкая организация служебной деятельности, были значительно расширены полномочия фельдъегерей и установлена строгая дисциплина. Так, было категорически запрещено брать с собой по пути пассажиров, не должно было создаваться ситуаций, которые могли бы повлечь за собой такие последствия, как завладение корреспонденцией или грузами третьими лицами. Тех фельдъегерей, которые нарушали приказ не брать пассажиров, предписывалось разжаловать в солдаты и отправлять в войска.
Касторский пользовался огромным доверием самого Александра I, лично выполнял поручения особой важности и дослужился до подполковника. Личный состав Фельдъегерского корпуса под руководством Касторского в период войны с Наполеоном отвечал за доставку корреспонденции в штаб действующей армии и из штаба армии - ко дворцу, обеспечивал перевозку особо ценных грузов. Частенько с донесениями главнокомандующего в срочном порядке фельдъегерям приходилось окольными путями, в объезд основных дорог, занятых неприятелем, добираться в расположение войсковых соединений, которые вели бои на других опасных направлениях.

-2

Многие офицеры и фельдъегеря за боевые заслуги в Отечественной войне 1812 года и последующих заграничных походах были награждены орденами и медалями, а также повышены в чине.
Кроме доставки приказов, донесений, ценных бумаг, посылок, фельдъегеря обеспечивали перевозку золота, больших сумм денег, доставку трофейных знамен, ключей от взятых городов, а также сопровождение и охрану высокопоставленных лиц и военных преступников. В 1813 г. фельдъегерь И. В. Лицынский по распоряжению графа Шувалова сопровождал самого Наполеона до корабля, отплывающего на остров Эльба, а потом лично объехал пол-Европы, передавая главам государств антинаполеоновской коалиции известие исторического значения, от которого Европа смогла, наконец, вздохнуть с облегчением.
После восстания на Сенатской площади на фельдъегерей было возложено сопровождение декабристов к местам их заключения. При этом им строго-настрого запрещалось останавливаться по пути в трактирах и харчевнях, предписывалось «дорогою не допускать ни под каким предлогом для свидания с арестованными и разговоров, а также принимать от посторонних людей пособия… не позволять им нигде никаких не писать записок, писем и вообще, какого бы рода не было письменных бумаг, равно и на имя их таковых ни откуда не принимать».

Однажды Николай I лично наблюдал, как по Петербургу неслась тройка без опознавательных символов, обгоняя всех и создавая опасность для других. Выяснилось, что это ехал фельдъегерь. В октябре 1834 году по распоряжению императора Фельдъегерскому корпусу было присвоено исключительное право «езды с колокольчиками» в городах и на главных магистральных дорогах. Таким образом, колокольчики стали сигнальным средством, предупреждающим о приоритетном проезде, как знак «уступи дорогу».

-3

Невольно напрашивается аналогия с веком нынешним, не правда ли? Вместе с тем ценным грузом большинства таких «вип-курьеров» зачастую являются только они сами, и фраза «промедлить – значит потерять честь» к ним неприменима. Фельдъегеря – это совсем другие люди, которые предпочитают оставаться незамеченными.