Найти тему
Давид Робитов

Казакия - страна казаков

В истории нет четких ярлыков. Сохранились лишь памятники, которые дают представление о том, что было. Империи рождаются, поглощая племена и народы. Люди добровольно или принудительно расселяются по миру. Но, как правило, малая часть обитателей, всегда остается возле могил пращуров. Империи умирают, распадаются, и племена возрождаются, хотя уже в ином качестве.

Меня всегда задевало, когда историю казачества начинают после их возрождения в 16 веке на территории ограниченной Доном. А что раньше и в других местах казаков не существовало?

За точку опоры возьмем «Историю» Геродота жившего в 5 веке до н.э. и его рассказ, записанный со слов коренных жителей северного Причерноморья. Он писал о брачном союзе скифов (племя рос-аланов) и амазонок породившем савроматов. Чем же они отличались от окружающих их племен?

Прежде всего, принципом равенства полов, которое в общемировом масштабе восторжествовало только в 20 веке.

«Наши семьи не будут принадлежать ни одному улусу (роду-племени), и жить мы будем по своим законам-обычаям…» - такое условие поставили амазонки. И парни Скифов поклялись в этом, и они создали пары. А еще Геродот отметил, куда пошли жить эти непохожие на окружающих семейные пары: «…через Танаис (Дон) и затем три дня шли на восток от Танаиса и три дня на север от озера Меотида (Азовское море)». По карте это Кумо-Манычская впадина, являющаяся географической границей между Предкавказьем и Восточно-Европейской равниной. Иными словами – вольная алань (лесостепь), ограниченная водоразделами: на севере Маныч (приток Дона) и Кума, на юге Кубань (Славянская) и Терек. На западе Азовское море, на востоке - Каспийское.

Жены савроматов ездили верхом на охоту вместе с мужьями, сопровождали их на войне и носили одинаковую с ними одежду. От принципа равенства полов, «рукой подать» до принципа военной демократии. Оговорюсь сразу, что в царской России на Кавказе числилось еще два народа живущих по принципам военной демократии: вайнахи (чечены) и ироны (осетины). Но истоки образования этих народов были иные, хотя по духу они близки.

Со временем улус разрастается до племени. Племя или группа племен объединенных в нацию разрастается до народа. И во все времена находятся молодые люди, которым тесно в родных краях. Их манят новые земли. Им по плечу любые горы – они жаждут подвигов во имя матери Славы. Их ватаги объединяются в братовщины. Подобные явления происходят и в наше время. Кто не слышал о современных американских уличных «бандах»? Часто братовщины уходили в геть, ведомые гетманами. Термин переводиться с малоросского, как идти в поход, также - знать, смотреть. Отсюда – название геты, трансформированное в азиатском звучании, на хетты. А еще можно вспомнить третью жену патриарха Авраама из хеттов по имени Геттуса, ставшей прародительницей некоторых племен Ханаана. Удивительно?

Следы казачьих улусов можно найти в самых неожиданных местах. В Средней Азии, Сибири и даже в Африке, у берберов. «Браты» брали в жены местных цариц, «сестры» выходили замуж за местных вождей. Менялся язык и внешний облик. Некоторые такие семьи разрослись до народа с традициями, но с неизбежными следами первых двух принципов.

Давайте вместе поищем такие следы. Кто слышал о казаках Передней Азии? Черное море через пролив Дарданеллы соединяется с Мраморным морем. На южном берегу располагается город Кизик, который в древности был (предположительно) островом, но связанным с материком искусственным путём. Сразу оговорюсь, что казак в семитско-греческом звучании трансформировалось в кизик. С кизиками, по свидетельству Гомера, сталкивались еще аргонавты. Позднее в районе Кизика разместилось большое количество колоний греческого города Милета. А еще позднее колонисты Милета основали свои торговые города–полисы на восточных берегах Черного моря и на полуострове Таврия (Крым). Кто указал им путь и дал протекцию? Нетрудно догадаться. Одно известно точно. Греческие поселения славились своими демократическими принципами, на которые теперь равняется весь просвещенный мир. А кто этому обучил греков, в эпоху «махрового» рабовладения? Совпадение?

Прошли века. Римская империя ввела в практику раздачу земель наемникам вольно поселенцам, в обмен на их пограничную службу. Позже поэтому же принципу казаков превращали в пограничных жителей при Екатерине II. Для отечественной истории огромное значение имеет забытое всеми историками восстание Фомы Славянина (ок. 760—823). Под его руководством собрались переселенцы, происходившие из округи Черного моря и Каспия (Кумо-Манычская впадина), на азиатские земли Византии и Арабского халифата. Восставшие были готовы в 820 – 823 гг. захватить власть в империи. О Фоме документально известно только, что он происходил из славян переселенцев и имел титул турмарха (военачальника или атамана) одной из пограничных фем (военно-административной области). Казак, который в Антиохии (на юге современной Турции) торжественно объявил себя «базилевсом ромеев». В числе сторонников Фомы летописцы называли арабов, персов, иберов, армян, абасгов. Генесий пополняет список славянами, гуннами, гетами, лазами и множеством других народностей, рисуя картину необычайно широкой экспансии восстания на территории, простирающейся от границ Армении до побережья Эгейского моря. Это восстание стало предтечей аналогичного восстания Пугачева, но уже в Российской империи.

Далее листаем летописи и выясняем, что у ал-Белазури (Указ. соч. С. 207) о войне Мервана с хазарами (8 век), отмечено о пленении и переселении 20 тысяч семей «соседей ас-сакалиба со Славянской реки…в Кахети (восточная Грузия)». Асами (ясы, язиги) называли аланов Центрального Кавказа, следовательно, их соседи…, но об этом ниже. Главным городом кизиков была Хоранта расположенная в месте слияния Алазани и Куры. Был ли это остров, мы уже не узнаем, потому что остатки города поглотили воды Мингечаурского водохранилища в 1953 году. Зато жители города Сигна́хи в историко-географической области Кизик хвастают, что «под царями (господами) никогда не были». И, тем не менее, всегда считались лучшей частью войска грузинских царей. А еще выясняется, что к кизикам Кахетии, на протяжении многих веков приходили подселяться казаки с северного Кавказа. Иногда с семьями, иногда поодиночке. Как говориться: « Ворон ворона видит издалека».

От Куры перемещаемся к Днепру и там находим остров Хортица, на котором обнаруживают, как сейчас говорят, остатки скифских поселений. Туда тоже на протяжении многих веков приходили казаки с северного Кавказа. Созданный на острове форпост стал сердцем Запорожской Сечи.

Но вернемся опять на южный берег моря Черного. Гетов, совершавших набеги в Малую Азию называли не только хеттами, но и по названию их улуса – кашаками. Если мы отправимся по следам тех кашаков, то непременно снова окажемся на северном Кавказе, в стране под названием Казакия.

Византийский император Константин Багрянородный в 10 веке оставил наставление сыну. В 42-й главе сочинения "Об управлении Империей" написано: «Выше Зихии (Адыгея) лежит страна Папагия (Карачаево-Черкессия), выше Папагии - Казахия, над Казахией Кавказские горы, позади Кавказа Алания (Кабардино-Балкария)». На 30 лет позднее (~978 г.), персидский географ Гудуд ал Алэм сохраняет название почти без изменения — «3емля Касак». Оба указывают ее на Северном Кавказе, причем у первого она находилась за Кавказской горой от Алании, а у второго она принадлежала Аланам и упиралась в Азовское море (Таманский полуостров). «Люди из страны кашаков» - упомянул и арабский историк и географ Аль-Масуди, в своем сочинении «История Ширвана и Ал-баба (Дербент)», где сообщил, что этот народ живёт в соседстве с аланами, между Кавказом (то есть Кавказским хребтом) и морем Рум (то есть Черным). Причем араб Масуди отличал народ Касак от горских Кешеков. Отметилась и Лаврентьевская летопись, сообщив о них, как о касогах.

По сообщению Лаврентьевской и Никоновской летописей, в 6530 (1022) году в поход против касогов выступил тмутараканский князь Мстислав Владимирович Храбрый. Узнав об этом, Редедя вышел навстречу неприятелю. Предположительно, оба войска встретились на территории племени сагинов, граничащих с Тмутараканским княжеством (Таманский полуостров). Оба войска выстроились друг против друга, и Редедя предложил Мстиславу, решить дело поединком на условиях, что победивший возьмёт семью, землю и «всё», включая жизнь побеждённого. Одолев Редедю в единоборстве, Мстислав зарезал его в соответствии с обычаями того времени, и результат поединка не был оспорен касогами. А в дальнейшем с помощью войска касогов Мстислав разгромил войско киевского князя Ярослава Мудрого.

Кем же был этот Редедя? Разные источники утверждают, что он был верховным князем адыгского союза племён (главным образом зихов и касогов). И опять вспоминаем описание земель Багрянородного. Северная граница Зихии оканчивалась около современной Анапы. Выше – Папагия, часть, которой (Таманский полуостров), после откочевки гунно-болгар в войске князя Святослава на территорию современной Болгарии, превратилась в Тьмутараканское княжество. А дальше (среднее течение Кубани) - Казакия. И значит, Редедя был не князем, но гетманом. И его спор с Мстиславом – это продолжение многолетней войны между киевскими князьями и казаками, претендующими на Тамань и устье реки Кубань (в то время впадала в Черное море).

Итак Касо́гия, Каса́хия, Кашакия, Каза́кия, — макротопоним, который обозначал территорию обитания казаков в средние века до татаро-монгольского вторжения. Что ж, современные историки вполне уверенно отождествили Зихию - с Адыгеей, Папагию – с Карачаево-Черкессией, Аланию – с Кабардино-Балкарией и Северной Осетией, а вот признать Казакию местом обитания казацкого народа почему-то застеснялись. Хотя даже подслеповатый может провести линию по карте между Краснодаром и Ставрополем, на юге захватывая среднее течение Кубани, а на севере - Маныч. Это и есть легендарная Казакия – колыбель и место обитания казаков с незапамятных времен!

Прошли эпохи гуннов, болгар, хазар, печенегов. Прошли эпохи кровавых нашествий половцев, монголов и татар Тамерлана. И Казакия, и Алания были стерты с лица Земли. Но в 16 веке случилось возрождение Дикого поля. Состоялись казачьи реформы Елизаветы Петровны и возвращение казаков на северный Кавказ при Екатерине II. Из народа казачество превратилось в служилое сословье. Из русских историков Дона первым вспоминает Казакию А. Попов. Его «История о Донском Войске» пройдя все цензурные испытания, увидела свет в 1814 г. На стр. 111 этой книги значится: «Мы усматриваем, что сие Войско издревле называлось Донскими Казаками, а земля их Казакиею, ибо на персидском языке Казак значит Скифа».

Послереволюционный геноцид практически стер все военное сословье казаков. Но в 1944 году И. В. Сталин реабилитировал этот народ. Его робкое, но все-таки возрождение мы наблюдаем в наши дни и практически на тех же исторических территориях, но опять в ином качестве.