В конце ноября 1888 года А.П. Чехов пишет издателю А.С. Суворину: «Ах, какой я начал рассказ! Привезу и попрошу Вас прочитать его. Пишу на тему о любви. Форму избрал фельетонно-беллитристическую. Порядочный человек увез от порядочного человека жену и пишет об этом свое мнение; живет с ней — мнение; расходится — опять мнение; мельком говорю о театре, о предрассудочности «несходства убеждений», о Военно-Грузинской дороге, о семейной жизни, о неспособности современного интеллигента к этой жизни, о Печорине, об Онегине, о Казбеке…» (Письма А.П. Чехова. Издательство АНСССР, т.III, стр.78)
Здесь идет речь о первоначальном варианте повести «Дуэль». Совпадает сюжетная линия, совпадает место действия — Кавказ, и главный герой рассказа очень напоминает главного героя повести «Дуэль» Лаевского. Но в замысле рассказа 1888 года, как мы видим из письма, это фигура почти сатирическая. Герой повести 1891 года сложен: он жалок и жесток, он ничтожен и трагичен.
Это, пожалуй, самое крупное из произведений А.П. Чехова в свое время вызвало целую бурю в литературной критике. Оно настолько озадачило всех, что было почти безоговорочно признано неудачей писателя. Более того, это мнение долгое время держалось и в советском литературоведении.
Авторская позиция беспристрасного изображения своих героев, скрупулезного поиска глубинных истоков их поступков оказалась для читателя, воспитанного на ясности Льва Толстого, непонятной. Кто здесь прав и кто здесь виноват?
Целые десятилетия литературная критика рассматривала только этот аспект: где здесь герой положительный, где отрицательный? Почему здесь к герою явно положительному что-то душа не лежит? Почему автор предлагает сочувствовать герою явно отрицательному?
Упрекали Чехова и в какой-то подчеркнутой, загадочной немотивированности поступков. Повод для дуэли между героями, той дуэли, которая перевернет судьбу Лаевского и станет точкой отсчета его новой жизни, — этот повод пуст и театрален. А стремление «положительного» героя фон Корена во что бы то ни стало убить Лаевского на этой дуэли совершенно лишено смысла — повод для дуэли дал он сам.
Что же произошло за эти три года в жизни Чехова? Почему замысел язвительно-сатирического рассказа о духовном ничтожестве преобразовался в повесть о возрождении через ужас смерти?
Читать полностью http://olgaveiga.ru/povest_chehova_duel/