Без малого полвека назад вышел на экраны фильм Бориса Рыцарева «Принцесса на горошине». Мне посчастливилось принимать участие в его создании. Это было время, когда началу съемок предшествовал период тщательного подбора актеров. Каждому здраво мыслящему режиссеру необходим был ансамбль артистов способных наиболее точно воплотить его замысел. Гармоничному сочетанию людей в кадре так же уделялось немало внимания. Претенденты на роли, независимо от «рангов», относились к процессу проб с пониманием. Тем более, что их труд ценился и оплачивался (фотопробы -25% от ставки, кинопробы - 50%). Поскольку это был один из первых моих фильмов, многие эпизоды подготовки особенно глубоко врезались в память. О них и пойдет речь.
Первоначально я пробовался на роль поэта (в фильме она досталась Евгению Стеблову), но в ходе общения Борис Николаевич передумал и предложил мне роль Свинопаса. Отказываться было глупо. Данный образ был гораздо колоритнее и текста этот персонаж произносил куда больше. К тому же натурные съемки предполагались за границей, в Чехословакии.
После того, как прошло утверждение худсоветом студии , я со спокойной душой стал подыгрывать на пробах кандидатам на главную роль-Принца. Поиски сказочного героя затянулись. И вот, во время репетиции с очередным претендентом «конфетной» внешности и, увы, с полным отсутствием темперамента, мне захотелось подсказать и показать последнему манеру поведения его персонажа. Делал это из «корыстных» целей, добиваясь, того, чтобы Принц и Свинопас , как оппоненты, смотрелись в кадре достойно друг друга.
Каково же было мое удивление, когда режиссер при следующей встрече предложил мне самому попробоваться на роль Принца. Ведь я же видел по каким критериям отбирали соискателей, эдаких красавчиков с кукольной внешностью. С другой стороны, почему бы не попытаться ? Вместе со мной в ролях Короля и Королевы пробовались Александр Лазарев и Инна Ульянова. В отличии от них, уже имея в кармане роль Свинопаса, я мог совершенно свободно импровизировать на заданную тему , и в результате был утвержден. В фильме родителей Принца сыграли Алиса Фрейндлих и Иннокентий Смоктуновский.
Началась подготовка к самим съемкам. Мне пошили роскошные средневековые костюмы и отправили на ипподром, осваивать верховую езду. В седле я и до этого держался неплохо, теперь оставалось научится брать препятствия. Но оказалось, что неодолимые преграды ждут меня вовсе не в манеже. Главный режиссер Нового театра В.К. Монюков отказался дать согласие на съемки, ссылаясь на мою загруженность в репертуаре только что созданного театрального организма. Съемочную группу новость повергла в шок. Времени и средств для поисков подходящей замены не оставалось.
В конце концов нашли красивого, фактурного мальчика с печальными армянскими глазами, Андрея Подошьяна. Наскоро обрядили в мои костюмы (благо они пришлись впору), сделали шатеном и приступили к съемкам.
Задача перед новичком стояла непростая, ведь вчерашний школьник не являлся профессионалом, а партнеры у него были звездные. Впрочем, эффектная внешность, качественное озвучание роли за кадром опытным актером, принесли свои плоды. Фильм многим запомнился и полюбился.
В утешение Рыцарев сказал: «А Свинопаса ты у меня все-таки сыграешь!» По прошествии лет при встрече он рассказал, как у него на очередном фестивальном показе спросили: «А почему роль Принца не доверили актеру Куприянову? В его исполнении герой, отправившейся на поиски принцессы, выглядел бы достовернее. А к такому, как у Вас, красавчику, они сами прибегут».
Что уж тут говорить? Возможно, при ином раскладе моя кинематографическая судьба сложилась бы по- другому, но подобных ролей мне больше не предлагали. Пойти ва-банк и уйти ради кино из театра я тоже не мог. Меня бы тут же забрили в армию, а основная работа давала право на отсрочку. Зато уж в доверенную роль «пастушка» вложился по полной и постарался, чтобы образ получился сказочным. Если в кадр, со своей похрюкивающей компанией, я входил под каштанами Чехии, то в последующий диалог с Принцем я вступал уже в ялтинских декорациях. Помню, как дорвавшись до ласкового крымского солнца, к моменту съемок прилично обгорел и поэтому страдания, отразившиеся на лице во время топтания партнера на моих плечах, выглядят весьма правдоподобно.
В сцене, где мы меняемся одеждой, я так раздухарился, что, когда Принц только еще успел расстегнуть камзол, мне уже, за исключением плавок, нечего было больше снимать. В картину это не вошло. Не надо забывать, что на студии им. Горького снимали фильмы для детей и юношества.
Остается сожалеть, что не пришлось поработать с плеядой мастеров, занятых в картине. Да и провести целый месяц в окрестностях Праги было бы недурно. Вновь я попал в те края ровно через 25 лет с фильмом «Азазель», но это уже другая история…
Первое время, узнавшие о моем участие в фильме «Принцесса на горошине», люди с непомерной претензией на юмор спрашивали: «А кого ты там играл?» и тут же сами похохатывая отвечали, восхищаясь своим остроумием: «Горошину?». В подобном случае мне ничего не оставалось, как огласить остряку его порядковый номер, под каким он попадал с длинный список людей "повеселивших" меня столь" оригинальной" шуткой.