Как мы уже вспомнили, склонение- это изменение существительного по падежам. Или, если проще, по падежным вопросам.
Различают три вида склонения. Их так и называют: 1-е склонение, 2-е склонение, 3-е склонение.
В первую группу относятся существительные мужского и женского рода, которые в именительном падеже и в единственном числе имеют окончания А или Я.
Классические примеры: мама, папа, тётя, дядя и др.
Но в качестве слова- помощника учителя рекомендуют брать слово ЛИСА.
Дело в том, что у этого существительного первого склонения окончание под ударением, поэтому когда мы изменяем по падежам другие существительные первого склонения или выполняем задание " вставить пропущенную букву в окончании существительного ", то мысленно подставляем слово ЛИСА.
Например, в кроватк(е/и).
Безусловно, слово ставим в начальную форму- форму И.п. ед.ч.
Кроватка- ж.р., окончание А. Значит, это существительное первого склонения.
Чтобы определить падеж, зададим вопросы от предлога: в ( ком? чём?) кроватк(е/и). Это предложный падеж.
Тут ребёнок вспоминает, что в предложном падеже существительные первого склонения единственного числа имеют окончание Е.
А как быть, если маленький ученик запамятовал? Вот тут и пригодится слово- помощник ЛИСА. Подставляем мысленно слово - в ЛИСЕ. Чётко слышится окончание Е.
Кстати, это слово отлично служит помощником, когда нужно различить винительный и родительный падежи у существительных второго и третьего склонения.
Например, в предложении:
Незнайка нарисовал Пончика.
Как определить падеж у слова ПОНЧИКА?
Нарисовал КОГО? ЧЕГО? или КОГО? ЧТО?
Слово ПОНЧИКА стоит в родительном или в винительном падеже?
Малышам трудно порой различить, винительный или родительный падеж. Мысленно подставляем слово ЛИСА.
Незнайка нарисовал ЛИСУ.
А форма ЛИСУ- это форма винительного падежа.
В следующей статье расскажу о существительных второго и третьего склонения. Точнее, о нюансах работы с безударными падежными окончаниями.