Благосветлов Григорий Евлампиевич — русский публицист, издатель и общественный деятель демократического направления.
Ранние годы
Родился в 1824 году в семье священника, рано остался сиротой. Учился за казенный счет в Саратовском духовном училище и духовной семинарии. Поступил в Медико-хирургическую академию, но вскоре перешел на юридический факультет Петербургского университета.
В 1849 впервые выступил в печати со статьей "Карамзин как переводчик и ценитель Шекспира".
Первые статьи Благосветлова – историко-литературного и критического характера. Затем он выступал как публицист по вопросам народного образования, равноправия женщин. Для журналистской и публицистической деятельности Благосветлова характерны демократические и просветительские идеи.
Окончив университет, преподавал русскую словесность в военных учебных заведениях. По воспоминаниям учеников, излагал предмет "весьма увлекательно", но затрагивая темы, "нежелательные для начальства". В 1855 году по доносу был уволен. С начала 1856 года преподавал в Мариинском институте благородных девиц, но уже в апреле был вновь уволен "за вредный образ мыслей" с запрещением служить по учебной части и подчинением строгому полицейскому надзору.
Становление политических взглядов
Три года Благосветлов жил за рубежом. Вот как он описал то, что открылось ему за границей: "Видя вокруг себя безграничную свободу мысли и глубокого уважения к ней, трудно удержаться в пределах полицейского деспотизма, трудно не сказать то, что чувствуешь". Отныне девиз Благосветлова — "свободный человек в свободном государстве".
В Лондоне был учителем старшей дочери А.Герцена, общение с которым способствовало политическому созреванию Благосветлова. Он посредничал в доставке материалов "Колокола" и изданий Вольной русской типографии в Россию. Сделавшись в 1858 корреспондентом "Русского слова", стал публиковать статьи по истории и политике европейских стран стран: "Значение Парижского университета", "Ораторская деятельность Маколэ", "Надежды Италии", "Кольбер и система его", "Тюрго и министерство его" и др.
Редакторский путь
Летом 1860 Благосветлов, приняв предложение Г. Кушелева-Безбородко, становится управляющим редакцией "Русского слова" и вскоре превращает угасающий расплывчато-либеральный журнал в популярный демократический орган, соперничавший с "Современником". Благосветлов упрекал современную литературу "в отсутствии живого и твердого направления", утраченного со смертью Белинского, и не замечал демократизма "Современника", отказывая ему "во всяком направлении".
Благосветлов входил в тайное революционное общество "Земля и воля". По агентурным сведениям, в 1862 был руководящим членом Шахматного клуба, стал подозреваться в причастности к изданию революционных прокламаций. В том же году "Русское слово" было приостановлено на 8 месяцев, и Кушелев-Безбородко передал его в собственность Благосветлова. По возобновлении, несмотря на усилившийся ценз, гнет, журнал приобрел еще большее влияние на молодежь, служа "общедоступным проводником новых идей в общественное сознание". В ходе т.н. раскола в нигилистах Благосветлов подвергся резким выпадам M.Салтыкова-Щедрина и М.Антоновича (в т.ч. несправедливому обвинению в раболепстве перед Кушелевым-Безбородко). Благосветлов отвечал полемическими заметками "Буря в стакане воды, или Копеечное великодушие г. Постороннего сатирика" и "Последнее мое объяснение с г. Посторонним сатириком "Современника"". После покушения Д.Каракозова на Александра II Благосветлов был арестован как неблагонадежный и содержался в Петропавловской крепости несколько месяцев, затем был подчинён полицейскому надзору, позже замененному секретным наблюдением.
После запрещения "Русского слова" в 1866 вошел в соглашение с Н.Шульгиным, имевшим разрешение на издание журнала "Дело". Хотя Благосветлов сохранил часть сотрудников (в 1867 Д.Писарев, выдающийся журналист "Русского слова", порвал сотрудничество с Благосветловым) и направление журнала, вследствие чего "Дело" постоянно находилось под угрозой запрещения, в изменившихся условиях он уже не мог придать изданию остроту и яркость. В 1868 за речь на похоронах Писарева вновь подвергся преследованиям. Дальнейшая жизнь Благосветлова связана только с повседневной редакционной работой, прерываемой ежегодными летними поездками за границу для лечения. Умер скоропостижно, работая над очередной корректурой.
Воспоминания современников о Благосветлове
Итак, не будучи официальным редактором ни "Русского слова", ни "Дела", именно Благосветлов дирижировал обоими журналами среди обстоятельств, которые могли бы утомить какое угодно терпение и сломать какую угодно волю. Он умел выбирать и воспитывать сотрудников: часть из них во многом обязана ему своим литературным развитием. "Благосветлов своим влиянием навсегда застраховал меня от бесцветного либерализма" — делился Писарев. Личность Благосветлова противоречива: с одной стороны, он "настоящий политический боец в якобинском вкусе", с другой — "типичнейший кулак" (исходя из воспоминаний современников). Сотруднику Потанину, например, он запомнился деспотичным редактором, часто позволяющим себе править статьи журналистов: "Бывало, зубами скрипит, кулаком грозит в воздухе и бестолково кричит: "Разите, жарьте это гнилое общество! Покрепче, покрепче их"". А по воспоминаниям Щелгунова, Благосветлов крайне редко мог позволить себе вольность в кардинальном исправлении материалов постоянных сотрудников. По жалобам рабочих его типографии слушалось два дела в мировом суде; о неэтичном отношении Благосветлова к сотрудникам писали "Будильник", "Биржевые ведомости" и др.
В своей литературной деятельности Благосветлов является представителем той группы "людей 60-х годов", во главе которой стоял Писарев. По складу своих убеждений он был крайним западником и сторонником политического радикализма; вместе с тем он явился, наравне с Писаревым, защитником идеи "освобождения личности" и ее всестороннего развития, в котором видел необходимое условие общего блага. Политические вопросы всегда стояли у него на первом плане; преимущественно с политической точки зрения он смотрел и на науку, и на литературу, и на русскую жизнь. Этим общим характером личных взглядов и симпатий Благосветлова определяется и направление журналов, в которых он был руководителем и вдохновителем.
Источники:
- Акульшин П.В. Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.
- Воробьева О.А. Роль редакторской деятельности Благосветлова в развитии журнала "Русское слово".
- Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.1, М., 1962.
- Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.