Как выглядит философия? - этот нетривиальный вопрос приходится решать разным эпохам. Просто потому что большинство людей мыслят картинками, а не понятиями - и им тоже нужно как-то дать понять суть философии. Особенно если вы создаете изобразительное искусство, касающееся данной темы. Об одной таком образчике из 12 века я и хочу поговорить.
На миниатюре, посвященной свободным искусствам, в Hortus deliciarum ("Сад утех") Геррады из Ландсберга (монахиня 12 века, писательница и художница) изображены довольно необычные персонификации философии, диалектики, а также других дисциплин.
Эта миниатюра весьма примечательна, в том числе потому что на ней мы видим крайне комплиментарный образ философии (буквально это «царица наук»). Вопреки стереотипу о том, что философия оказалась под пятой («служанкой») у теологии, на деле они чаще представлялись как дуэт, в котором у каждой своя партия/роль.
Философия на изображении – это женщина в центре, увенчанная короной из трёх голов. Судя по всему это не очень типичный образ, отсылающий к трем ипостасям Бога. В руках она держит девиз «Всякая мудрость идёт от Бога. Только мудрый может достичь того, что желает». От неё же, как от источника, проистекают семь струй, питающих свободные искусства. Вокруг размещены персонификации этих искусств, со своими символами и девизами.
Что особо бросается в глаза в этом изображении?
Во-первых, то, что только два мыслителя удостоены места подле царицы-Философии – это Сократ и Платон. Более того, Сократ изображен пишущим книгу (мы явно что-то про него не знаем).
Во-вторых, вне круга находятся люди, которые поименованы как «Poete vel Magi» - поэты и маги (в другой версии изображения также сюда причисляются Fabulosa Commenta – фикшн-авторы). У каждого из них на плече чёрная птица, видимо диктующая им какие-то гадости в ухо. Это указание на то, что это лживые искусства, использующие слова неправильно, не богоугодным способом.
В-третьих, необычны некоторые предметы в руках фигур – особенно у Леди Диалектики, Леди Астрономии, Леди Грамматики и Леди Арифметики.
Леди Диалектика – молодая дева, элегантно одетая (зелёное платье с жёлтым капюшоном). Правая рука вероятно указывает на надпись над ней (а может просто демонстрирует типичный для средневековой полемики жест), а левая держит голову собаки с оскаленной пастью. Причём тут голова собаки подсказывает афоризм над изображением: «Argumenta sino concurrere more canino». Отличный пример тропического мышления средневекового ума. Общий смысл «Я позволяю аргументам противоречить друг другу», а буквально: «я позволяю аргументам сталкиваться подобно собакам (или по-русски «собачиться»)». Но это бы не было средневековым тропом, если бы здесь не обнаруживался второй смысл, а в нём собственная двойственность.
Быть «подобно собаке» значит символически принимать на себя черты собаки. Что может толковаться как в дурном смысле: лаяться и рычать – т.е. слишком агрессивно спорить, кусать других софистикой. А может пониматься и как правильное соответствие: хороший оратор и проповедник подобно верному псу должен стоять на страже истины.
Предметы в руках других дисциплин менее странные, их просто сложно идентифицировать. Проще всего с Арифметикой – у неё в руке счётная/арифметическая верёвка, приспособление той эпохи. Этот инструмент был широко известен в Средние века до распространения абака Герберта (в Вики есть даже инструкция как складывать, делить, умножать с её помощью: https://en.wikipedia.org/wiki/Arithmetic_rope).
Насчёт Грамматики исследователи так и не определились: лично я (как и некоторые исследователи) вижу стопку розг в её левой руке, однако в литературе другие авторы упоминают quill – писчее перо. Даже подпись (scope) не проясняет предмет, поскольку явно используется какое-то специальное название. Ни перья, ни розги обычно на латыни так не называют, но я, увы, очень поверхностный «знаток» языка.
Самый же интересный предмет в руках Астрономии, которая держит какую-то коробку – и афоризм над ней гласит «Названная в честь звёзд, я предсказываю будущее». Конечно, собирать звёзды в решето – красивая метафора, но тут скорее всего подразумевалось какое-то раннее астрономическое устройство. Первые оптические телескопы появятся четыре столетия спустя, но арабские, а затем и европейские средневековые астрономы использовали инструменты вроде этого. В небольшом цилиндре была нарисована карта звёздного неба с зодиакальными созвездиями, возможно некоторые из них также внутри содержали другие приспособления, родственные секстанту или астролябии.