«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
(С) Народная мудрость
Канун нового года. Хорошее время, чтобы неспешно подводить итоги года прошедшего, и исподволь строить планы на год предстоящий. В том числе – и финансовые планы.
Непростое искусство финансового планирования в отдельно взятой семье (или, как сейчас модно говорить – в отдельном домохозяйстве) потихоньку осваивается нашими людьми.
Уже существует огромное множество приложений, помогающих вести учет доходов и расходов. И немалое количество советов в сети можно почерпнуть относительно ведения бюджета и его оптимизации.
Вот только почти все они грешат одним и тем же – горизонтом планирования у них выступает месяц.
Ненуачо? Вроде логично же? Раз люди получают ежемесячную зарплату – то есть доходы домохозяйства привязаны к месяцу - значит и расходы надо привязать к месяцу. Доходы минус расходы - вот и готов бюджет. На первый взгляд тут и думать нечего, все правильно и разумно.
А на второй – есть, о чем задуматься.
Давайте разбираться.
Начнем с простого, с того что есть в каждой семье, даже не занимающейся инвестициями - с расходов.
Значительная часть расходов самой обычной семьи не подчинена месячному циклу.
Давайте просто навскидку прикинем:
Отпуск. Скорее всего в отпуск ездят раз в год. Отдельные везунчики отдыхают два раза в год, но сути дела это не меняет – расходы на отпуск, которые состоятся через много месяцев, не должны стать неприятным сюрпризом. Значит эти расходы надо планировать сильно заранее.
Налоги. И за квартиру, и за машину, и за иные ценности, которыми обладает домохозяйство, государство раз в год хочет получить взнос в свой – государственный – бюджет. Опять-таки надо заранее отложить соответствующую сумму.
Автомобиль. Страховка. ТО. Время от времени еще и ремонт. И если ремонт – дело экстренное, то страховка и ТО, которые требуется оплачивать далеко не каждый месяц, но которые могут составить приличную сумму – поддаются прогнозированию. И горизонт такого прогнозирования – совсем не месяц.
Учеба детей. Кому-то надо платное образование оплачивать – это достаточно серьезные суммы раз или два раза в год. Но даже и сбор самого обычного «школотрона» в бесплатную школу после летних каникул (когда он вырос из всех школьных вещей, да еще и канцтоваров нужна масса) – это для средней семьи вполне ощутимые расходы. И тоже расходы не ежемесячные, а ежегодные.
Спорт. Оплата абонемента на фитнес – чаще всего тоже производится не ежемесячно (выгоднее покупать долгосрочные). Но это опять-таки требует долгосрочного планирования.
Наверное, примеров достаточно.
Получается, что и доходы ежемесячные тоже не очень корректно оценивать – ведь расходы не помесячно идут, а логично доходы с расходами балансировать. Уже видно, что ежемесячный бюджет плохо отвечает нуждам домохозяйства.
Гораздо разумнее нашего подходят к вопросу бюджета – личного и семейного – американцы, которые всегда оперируют именно термином «годовой доход». Это гораздо более правильные ориентиры создает. Ориентироваться на доход не в месяц, а в год логично, поскольку и расходов очень большая часть тоже не ежемесячные, а ежегодные или даже еще более редкие – ремонт в квартире, смена автомобиля или покупка новой квартиры вообще раз во много лет происходят, но денег требуют просто огромное количество. И если все эти расходы заранее не предусмотреть – то бюджет будет работать через пень колоду.
А с таким близким горизонтом планирования как один месяц получится, что вроде и вели семейный бюджет – все делали по науке. Но когда настало время, например, ремонт в квартире делать – никаких опций, кроме кредита, не остается. Куда это годится?
Между прочим – такой недальновидный подход видел не только в семейном бюджете – но и в частном предпринимательстве.
Одно время было массовым увлечением покупать малотоннажные грузовики и заниматься частными грузоперевозками на них.
Общался с такими «предпринимателями» и пытался понять цифры их мини-бизнеса. Ребята были полностью довольны своими финансовыми показателями – показывали, какая прибыль ежемесячная у них образовывается. И всю эту прибыль они радостно несут «в дом» - прекрасно живут и в ус не дуют.
Но на вопрос – «А амортизацию своего грузовика ты где учитываешь? Когда он у тебя загнется от трудов праведных – на какие деньги ты собираешься новый покупать?» - ответа не было.
Потому что так далеко вперед наши ребята не заглядывают. А напрасно. Это полностью поменяло бы всю финансовую модель их бизнеса. Включи они в свои расчеты амортизацию - выяснилось бы, что они просто месяц за месяцем незаметно «проедают» свой грузовик – и со временем рискуют остаться у разбитого корыта.
Но давайте перейдем от обычной среднестатистической семьи к инвесторам.
Для инвестора построение бюджета на месяц выглядит достаточно нелогичным. Для инвестора важен значительный горизонт планирования и год – это самый минимальный интервал, на который имеет смысл планировать бюджет.
Прежде всего – потому что у инвестора не только расходы не подчинены месячному циклу – но в значительной степени и доходы.
Дивиденды по множеству акций выплачиваются только один раз в год. Максимум на что можно рассчитывать – ежеквартальные выплаты. Чаще, чем раз в квартал, дивиденды не платят.
Да, вы можете подобрать свой портфель акций так, чтобы выплаты дивидендов все равно происходили каждый месяц. При желании – можно даже всего тремя правильно подобранными эмитентами обойтись. Но надо ли во главу угла ставить такую частоту получения дивидендных платежей? Наверное, все же логичнее приобретать акции по другим критериям.
Купоны по качественным облигациям выплачиваются обычно от двух до четырех раз в год. Ежемесячные купонные выплаты практикуют заемщики, которые пытаются придать своим облигациям дополнительную привлекательность. Обычно крупные и солидные заемщики на такое идут неохотно.
ЗПИФы недвижимости (за редким исключением) накопленный доход выплачивают тоже не ежемесячно, а поквартально.
Налоговый вычет по ИИС инвестор также получает только один раз в год.
Таким образом мы видим, что для инвестора годовое планирование является еще более логичным, чем для обычного обывателя.
Притом для инвестора мышление такими интервалами как год – еще и психологически важный навык. Попытки инвестора мыслить более коротким сроком, чем хотя бы год, приводят к искажению восприятия рыночной действительности.
А попытки строить инвестиционные планы менее, чем на год (желательно – на многие годы) – вообще не дают толком воспользоваться акциями. Акции просто не раскроют на коротком временном интервале своих плюсов – только минусы.
Почему? Давайте посмотрим на примере.
Примером нам послужат люди, покупавшие акции Газпрома этой осенью по цене 350 рублей.
На горизонте 3 месяцев может случиться всякое. Акции могут сильно упасть в цене в силу той же международной напряженности и угрозы вооруженного конфликта. Причем насколько упасть – неизвестно. Может - в разы упадут, кто знает? То есть при горизонте планирования 3 месяца покупка акций по 350 рублей была весьма рискованным делом.
А на горизонте в год? На горизонте в год такой покупатель получит 14% только дивидендами летом 2022 года. Ну и курс акций такими дивидендами тоже будет сильно поддержан, очевидно. Это уже сильно меняет картину инвестиции, делая ее гораздо менее рискованной.
При этом – обратите внимание – мы в этом примере ничего не поменяли, кроме горизонта планирования. Те же самые акции, купленные по той же самой цене, в лонг. Но поменяв горизонт планирования безопасность вложения существенно изменилась.
Именно поэтому я постоянно напоминаю читателям старую истину – нельзя вкладывать на рынок акций деньги, которые могут вам скоро понадобиться. На этот счет хорошо высказался один наш российский чиновник: «Копить на отпуск в акциях это такая же ошибка, как копить на пенсию на депозите».
Акции раскрывают себя на многолетнем интервале лучше всего. Поэтому год – это единичный отрезок для инвестора. Меньшие отрезки времени с большой вероятностью просто не дадут его инвестициям полностью раскрыться, реализовать свой потенциал.
Из длинного горизонта планирования у инвестора вытекает и правильное отношение к просадкам стоимости акций. Если ты хорошо понимаешь, что твоя дистанция – марафон, то тебе не так важно, выросли или упали купленные тобой акции – тебе важны финансовые показатели компании, прогнозные дивиденды – то есть все те цифры, которые изменят твой капитал в долгосрочной перспективе. А сиюсекундные флюктуации рынка особых волнений не вызывают.
Кстати о сиюсекундных колебаниях рынка. Меня не устают поражать заголовки в деловой прессе типа «несколько инвестиционных идей на следующую неделю». Это какой же горизонт планирования должен быть у «инвесторов», для которых печатают такие статьи? Неделя? Меньше недели? Куда дальше? «Несколько инвестиционных идей на следующие полчаса»? ))
Еще одна причина, по которой инвестору желательно ориентироваться на годовой интервал в своем планировании – годовой цикл бизнеса во многих компаниях. Такие компании, как Русагро, например, или Детский Мир, имеют достаточно ярко выраженную сезонность бизнеса. Планируя свои инвестиции в такие компании и изучая их отчетность нужно учитывать, что для Русагро обычно самый прибыльный квартал в году – третий (собирают урожай), а для Детского Мира – четвертый (новогодние распродажи).
Подведем итог.
1. Годовое планирование бюджета логичнее для розничного инвестора, потому что как расходы, так и доходы инвестора не подчиняются месячному циклу.
2. Годовой план позволит сосредоточиться на главном (приобретение качественных, перспективных акций), и не даст подчинить свои инвестиционные решения второстепенным задачам – например, задаче получать дивиденды/купоны каждый месяц.
3. Дальний горизонт планирования позволяет спокойнее относиться к текущим просадкам и воспринимать происходящее на рынке с точки зрения более отдаленной перспективы.
4. Годовое планирование позволяет учитывать при инвестировании годовую цикличность бизнеса в отдельных компаниях.
Как мы видим – планировать на год инвестору куда разумнее, чем на месяц. Многие мудрые гуру финансов считают, что долгосрочные инвестиции в акции – это на срок больше десяти лет, а 5 лет – вообще самый минимум, на который следует ориентироваться инвестору. Недаром Баффет говорил, что «биржа место, где деньги переходят от жадных к терпеливым». Так что судя по всему – чем дальше горизонт планирования инвестора, тем больше его шансы стать настоящим миллионером ))