Найти тему
О Москве нескучно

"Ясенево": станция метро, которая вызывает споры

Оглавление

Почему #строительство станции было таким сложным? Почему платформы мелкого заложения - это не всегда хорошо? Какого же всё-таки цвета плитка на путевых стенах? И правда ли, что функция у неё не только эстетическая? А также - что ещё оригинального есть в отделке станции? И как изменились подземные переходы, через которые можно выйти в город, после реконструкции? Об этом и не только расскажу сегодня.

Не так-то просто

Станция открылась 17 января 1990 года. Она получила название в честь исторической местности, села Ясенева, которое здесь располагалось до того, как началось массовое жилое строительство. Лишь в 1995 году, после административной реформы, на карте Москвы появился одноимённый район. Условия для рабочих оказались непростыми. Сначала планировали прокладывать тоннели исключительно открытым способом.

Станция "Ясенево", 1990-1997. С сайта www.pastvu.com.
Станция "Ясенево", 1990-1997. С сайта www.pastvu.com.

Но выяснилось, что перепады высот слишком большие. Кроме того, местные почвы были разнородными и неблагоприятными для строительства. Уже на небольшой глубине залегали грунтовые воды. Поэтому инженеры решили, что короткий отрезок сразу после станции "Тёплый стан" пройдут под более крутым уклоном с помощью специального щита. То есть закрытым способом.

Строительство станции метро "Ясенево", вторая половина 1980-х. С сайта www.pastvu.com.
Строительство станции метро "Ясенево", вторая половина 1980-х. С сайта www.pastvu.com.

Остальные участки строили уже открытым способом, а саму станцию "Ясенево" при помощи котлована. Его защитили от грунтовых вод с помощью специальных конструкций. Метрострой даже попросил разрешения у городских властей на небольшое изменение расположения станции. Это требовалось для упрощения работ, чтобы не вести монтаж конструкций на приличной глубине. Таким образом, станция расположилась чуть ближе к поверхности - в 8 метрах под землёй.

Строительство станции "Ясенево". Вид с Тарусской улицы, примерно оттуда, где стоят дома 14к1 и 14к2, 1989. С сайта www.pastvu.com.
Строительство станции "Ясенево". Вид с Тарусской улицы, примерно оттуда, где стоят дома 14к1 и 14к2, 1989. С сайта www.pastvu.com.

К сожалению, #история показала, что решение с маленькой глубиной не совсем удачное. В конце июня 2021 года, когда на Москву снова обрушились мощные ливни, станцию "Ясенево" затопило. Да так сильно, что на несколько часов пришлось её закрыть для пассажиров и остановить движение поездов на участке от "Новоясеневской" до "Тёплого стана".

Затопленная станция "Ясенево" 28 июня 2021 года. Скрин с видео, поэтому качество не очень. С сайта www.mosday.ru.
Затопленная станция "Ясенево" 28 июня 2021 года. Скрин с видео, поэтому качество не очень. С сайта www.mosday.ru.

Цвет, который вызывает недоумение

По конструкции станция колонная. Её создали по типовому проекту. Занималась разработкой оформления группа архитекторов. В неё вошли Н.И. Шумаков, Г.С. Мун и Н.В. Шурыгина. Они, кстати, до сих пор занимаются проектированием станций Московского метро. Например, Николай Шумаков руководил коллективом архитекторов, который создавал "Бутырскую", "Фонвизинскую" и "Петровско-Разумовскую" Люблинско-Дмитровской линии.

Станция "Ясенево", 2011. Фото из Википедии.
Станция "Ясенево", 2011. Фото из Википедии.

Станцию "Ясенево" архитекторы захотели сделать более оригинальной. Придать типовым конструкциям новое звучание, так сказать. Первое, что обращает на себя внимание, это цветовая гамма путевых стен. Трудно сказать однозначно, какой именно здесь оттенок. На мой взгляд, он жёлто-зелёный. В некоторых архитектурных путеводителях пишут, что цвет панелей на стенах - это золотистый загар. А другие авторы и вовсе сравнивают оттенок материала с желчью.

Путевая стена станции "Ясенево" со спорным цветом отделки, 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com
Путевая стена станции "Ясенево" со спорным цветом отделки, 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Изначально планировали, что путевые стены отделают керамическими блоками. Но в итоге выбор пал на покрытые эмалью элементы из металла с небольшими углублениями. Функция этих украшений не только эстетическая. Они помогают подавлять лишний шум от поездов, делая пребывание на станции более комфортным. Ту часть путевых стен, где нет эмалированного покрытия, отделали серым известняком. Он внешне похож на мрамор.

Как типовое сделать оригинальным

Для типовой станции у "Ясенева" необычный потолок. Здесь мы не видим привычных прямоугольных балок, пронизывающих своды. Вместо них большие овальные ниши. Они опираются на круглые колонны, которые, как и путевые стены, отделали серым известняком. Есть версия, что кессоны на потолке перекликаются с углублениями на плитке путевых стен. Всё это создаёт эффект расширения пространства. Станция кажется боле просторной.

Овальные кессоны (углубления) на сводах станции "Ясенево", 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com
Овальные кессоны (углубления) на сводах станции "Ясенево", 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Интересным получилось и освещение. Здесь нет обычных люминесцентных лампочек. Тут - настоящие люстры с плафонами-шарами из матового стекла. Их дизайн чем-то даже напоминает стиль хай-тек. Пол станции отделали серым гранитом с чёрными вставками из того же материала.

Оформление пола и люстры на станции "Ясенево", 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com
Оформление пола и люстры на станции "Ясенево", 2015. Фото отсюда: https://bluesmaker.livejournal.com

Собственных наземных вестибюлей у станции нет. Выйти на поверхность можно по небольшим лестницам, которые ведут в разветвлённую сеть подземных переходов. В 2018 году завершилась их реконструкция. Раньше на полу была интересная шестиугольная плитка, похожая на пчелиные соты. Теперь, если я правильно понимаю, здесь обычное гранитное покрытие.

В целом, #Ясенево не является сильно загруженной станцией Московского #метро . Но играет большую транспортную роль для столь далёкого от центра Москвы района. К тому же приятно, что платформа обладает, хоть и спорной, но индивидуальностью.

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!