Найти в Дзене
Свободная школа

Советские дети. Нам запрещалось плакать.

inakhan.ru
inakhan.ru

С детства мы слышали, что плачут только плохие мальчики и девочки. Плакать - это неприлично. Что скажут люди? И вообще, своим плачем мы нарушаем общественное спокойствие. Поэтому надо терпеть. Ударился - молчи! Обидел кто-то из ребят? Дай сдачи, а не реви! И не жалуйся!

Я помню, когда в детском саду кто-то плакал, все начинали его дразнить: "Так тебе и надо - мало шоколада!" Почему-то считалось нормальным "добивать" плачущего человека. Воспитатели это полностью поддерживали. Сколько всяких ядовитых слов было в обиходе, чтобы "заглушить" плачущего ребёнка!

Хвалили и уважали тех детей, кто умел превозмогать боль. Синяк на лице, кровь льётся, а он молчит. Вот такого ставили всем в пример! "Храбрый мальчик, хорошо, в жизни пригодится" (авт. В.Маяковский). Да и в большинстве детских книг хорошие ребята были храбрыми и сильными и уж точно никогда не плакали. Разве только тихо наедине, там, где никто не увидит и не услышит. Плакали и жаловались в книжках только плохие персонажи.

Ладно, оставим тему детского сада и перейдём к школе.

Произошёл у нас классе в седьмом несчастный случай. На перемене ребята спускались вниз по лестнице. Я надеюсь, многие помнят, что такое школьная лестница во время перемены. И на перилах катались, и толкались, и портфель чей-нибудь могли выкинуть в нижележащий пролёт. Так вот в моём классе мальчик толкнул девочку на лестнице. Не знаю, какой у него был мотив. Но вряд ли он думал, что случится такое несчастье. Мальчик-то хороший был, только озорной. А девочка упала и сломала ногу. Был очень серьёзный перелом: винтовой, открытый. Девочку общими усилиями отнесли в медпункт, положили на кушетку и вызвали "скорую". Я и ещё несколько подружек были рядом для поддержки. И учительница находилась рядом с этой ученицей. Именно она вела детей по лестнице в раздевалку. Понятно, что она ничего в этой ситуации не могла сделать. За всеми семиклассниками не уследишь, а задом-наперёд спускаться по лестнице и смотреть на детей неудобно. Так вот меня очень удивила речь учительницы в медпункте. Девчонка плачет, у неё адская боль, а учительница вдруг завела речь о героях. Мы тогда изучали "Молодую гвардию". Вот и началось! "А вот помнишь такую героиню? Она не плакала!" Меня тогда уже удивила неуместность этой лекции. Причём здесь герои? Они не плакали перед врагами. А почему перед своими девочка должна сдерживаться? Она должна молча терпеть невыносимую боль, чтобы нас не беспокоить? Ах, да, ведь рядом идут уроки! Ради этого надо закусить губу до крови и молчать. Пусть лучше себе будет плохо, а не учителям в соседних кабинетах.

Не знаю, какой из этого можно сделать вывод. Но на наших характерах это заметно отразилось. Когда дети говорили "я хочу, я устал, я больше не могу", взрослые часто отвечали: "Я - последняя буква алфавита". Это типичная поговорка того времени. То есть, в последнюю очередь надо думать о себе, а в первую - о других. Сейчас до сих пор трудно принять новую установку, что плакать можно, если есть такое желание. Если это помогает. И, если ты расстроен и на глазах слёзы, то до сих пор с ужасом ждёшь реакцию окружающих: "Так тебе и надо! Мало шоколада!" Перебороть в себе это уже нельзя.