Найти в Дзене

Гидравлика? Не, не слышал! ТОП-3 машины дорожного хозяйства до массового применения гидропривода.

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Безумно рад нашей новой встрече!  Огромное значение для тяжёлой техники сегодня имеет гидропривод. Без его применения не возможно представить практически ни одну единицу техники. Гидроцилиндры, гидромоторы - всё это неотъемлемые части дорожно-строительных машин. Именно они позволяют выполнить большой объëм работы при затрате минимума усилий. Однако к массовому применению гидропривода пришли далеко не сразу. И у не искушённого читателя может возникнуть вопрос. А как же было раньше? В связи с этим я собрал в данной статье ТОП-3 машины дорожного хозяйства до массового применения гидропривода рабочего оборудования.  Поехали!  1. Снегоуборочная машина ДАК-5 на базе ЗИС-5. ЗИС-5 выпускали с 1933 по 1948 годы на Заводе имени Сталина (именно так назывался всем известный Завод имени Лихачёва с 1931 по 1956 годы) в Москве. Его сердце - это рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель. Коробка передач - механическая четырёх ступенчатая. Машина имела ряд и
Оглавление

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Безумно рад нашей новой встрече! 

Огромное значение для тяжёлой техники сегодня имеет гидропривод. Без его применения не возможно представить практически ни одну единицу техники. Гидроцилиндры, гидромоторы - всё это неотъемлемые части дорожно-строительных машин.

Гидроцилиндр. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Гидроцилиндр. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Гидромотор. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Гидромотор. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Именно они позволяют выполнить большой объëм работы при затрате минимума усилий.

Простейшая гидравлическая схема на примере гидросистемы трактора. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Простейшая гидравлическая схема на примере гидросистемы трактора. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Однако к массовому применению гидропривода пришли далеко не сразу. И у не искушённого читателя может возникнуть вопрос. А как же было раньше?

В связи с этим я собрал в данной статье ТОП-3 машины дорожного хозяйства до массового применения гидропривода рабочего оборудования. 

Поехали! 

1. Снегоуборочная машина ДАК-5 на базе ЗИС-5.

ЗИС-5 выпускали с 1933 по 1948 годы на Заводе имени Сталина (именно так назывался всем известный Завод имени Лихачёва с 1931 по 1956 годы) в Москве. Его сердце - это рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель. Коробка передач - механическая четырёх ступенчатая.

Машина имела ряд интересных конструктивных особенностей. К примеру механический привод тормозной системы. Так же интересно, что ЗИС-5 на своëм двигателе имел лишь одну ремëнную передачу - на привод вентилятора охлаждения. При этом водяной насос и генератор имели шестерëнчатый привод. И даже контролёр давления масла в системе ранних ЗИС-5 достаточно уникален. 

Аналог манометра для ЗИС-5 и инструкция по применению. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Аналог манометра для ЗИС-5 и инструкция по применению. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

С 1935 по 1949 годы на заводе Дормашина в городе Рыбинск выпускали дорожные машины на базе ЗИС-5. 

Снегоуборочная машина на базе ЗИС-5. Над необходимостью бокового отвала задумывались ещё в те времена. Неужели история повторяется? (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Снегоуборочная машина на базе ЗИС-5. Над необходимостью бокового отвала задумывались ещё в те времена. Неужели история повторяется? (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Снегоуборочная машина на базе УралЗИС. Подъëм и опускание лопаты осуществлялось вручную при помощи штурвала. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Снегоуборочная машина на базе УралЗИС. Подъëм и опускание лопаты осуществлялось вручную при помощи штурвала. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Боковой отвал тех времëн. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Боковой отвал тех времëн. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Как мы видим они имели механический привод рабочего оборудования. Оборудование опускалось и поднималось при помощи тросов. 

При помощи штурвала, водитель вручную опускал и поднимал снегоуборочный отвал. Не то что на современных КДМ, включил раздатку - нажал на клавишу - и погнал. 

Новое это хорошо забытое старое? (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Новое это хорошо забытое старое? (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Внутри кабины современной КДМ на базе КамАЗ. Управление рабочими органами тут физически не тяжело. Другое дело, конечно, сама специфика работы. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Внутри кабины современной КДМ на базе КамАЗ. Управление рабочими органами тут физически не тяжело. Другое дело, конечно, сама специфика работы. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

2. Бульдозер ДЗ-53 на базе трактора Т-100. 

С 1963 по 1977 на Челябинском тракторном заводе производился потомок легендарного "Сталинца", трактор Т-100, или просто "Сотка".

Тросовой бульдозер на базе трактора Т-100. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Тросовой бульдозер на базе трактора Т-100. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Трактор приводил в движение малооборотистый четырёхцилиндровый рядный дизельный двигатель Д-108. Запуск дизеля осуществлялся при помощи пускового двигателя П-23. В силу особенностей конструкции дизель на холостых оборотах работал на двух цилиндрах.

Коробка передач пятиступенчатая с реверс-редуктором.

Для управления отвалом используется однооборотная лебëдка, берущая привод от ВОМ трактора. Ослабляясь и натягиваясь, через систему блоков, троса лебёдки обеспечивают подъëм и опускание отвала. 

Задняя лебëдка от ВОМ. Именно она через систему блоков обеспечивает работу бульдозерного отвала. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Задняя лебëдка от ВОМ. Именно она через систему блоков обеспечивает работу бульдозерного отвала. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Канатоблочная система привода рабочих органов бульдозера на тракторе Т-100. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Канатоблочная система привода рабочих органов бульдозера на тракторе Т-100. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Внутри кабины. Снизу видны педали тормозов, в правой руке и такой же рычаг слева - рычаги управления муфтами поворотов. В левой руке рычаг ручного газа, самый правый - рычаг КПП, ещё правее (на фото его не видно ) рычаг реверса. И самый самый правый сбоку (опять же не видно) - рычаг управления бульдозерным отвалом. А слева мы не видим, однако стоит рычаг муфты сцепления. (Фото скриншот видео из YouTube)
Внутри кабины. Снизу видны педали тормозов, в правой руке и такой же рычаг слева - рычаги управления муфтами поворотов. В левой руке рычаг ручного газа, самый правый - рычаг КПП, ещё правее (на фото его не видно ) рычаг реверса. И самый самый правый сбоку (опять же не видно) - рычаг управления бульдозерным отвалом. А слева мы не видим, однако стоит рычаг муфты сцепления. (Фото скриншот видео из YouTube)
Бульдозер на базе Т-100 в действии. Жаль, что звук работы двигателя на фото не передаëтся. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Бульдозер на базе Т-100 в действии. Жаль, что звук работы двигателя на фото не передаëтся. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Как видно, отвал бульдозера такого типа мог опускаться только под силой собственного веса. Тросовой привод не мог обеспечить принудительного опускания рабочего органа. 

В последствии те же "сотки" всë же были оснащены гидроприводом рабочего оборудования. Так же они стали основой для более современных тракторов Т-130. Дальше был Т-170. А уж Б-10М можно встретить во многих хозяйствах до сих пор. И в нём тоже порой угадываются некоторые черты "сотки".

Та же "сотка" со временем перешла на гидравлику. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Та же "сотка" со временем перешла на гидравлику. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Бульдозер ЧТЗ Б-10М. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Бульдозер ЧТЗ Б-10М. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Внутри кабины. Различий с соткой много, к примеру сцепление тут уже управляется педалью. Сделан единый механизм поворота. Управление рабочими органами производится уже за счёт гидравлики. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Внутри кабины. Различий с соткой много, к примеру сцепление тут уже управляется педалью. Сделан единый механизм поворота. Управление рабочими органами производится уже за счёт гидравлики. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

3. Автогрейдер Д-144. 

С 1949 по 1965 год на Челябинском заводе дорожных машин имени Колющенко и с 1955 по 1969 годы на Орловском заводе дорожных машин выпускался автогрейдер Д-144. Это тяжёлый автогрейдер с кирковщиком весил практически 14 тонн. Оснащался двигателем КДМ-46 мощностью 93 лошадиные силы и восьмиступенчатой, естественно, механической коробкой передач. Привод рабочих органов тут тоже осуществляется механически. 

Автогрейдер Д-144. Первые модификации шли без кабины. Вместо гидроцилиндров можно увидеть редуктора и тяги привода рабочих органов. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Автогрейдер Д-144. Первые модификации шли без кабины. Вместо гидроцилиндров можно увидеть редуктора и тяги привода рабочих органов. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Привод передавался от первичного вала КПП через конический редуктор на так называемую коробку управления. 

Вид с площадки водителя. Коробка управления автогрейдера Д-144. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Вид с площадки водителя. Коробка управления автогрейдера Д-144. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Включение механизмов в коробке управления осуществляется рычагами, которые перемещают соответствующие поводок с кулачковый муфтой. Муфты свободно помещаются на валах, и в следствии перемещения рычага от себя или на себя, нужная муфта может передавать на нужный механизм как левое, так и правое вращение. При включении кулачковых муфт вращаться будут только шестерни коробки управления, а рабочие валы останутся без движения. 

При помощи рычагов коробки управления можно было осуществить операции, аналогичные тем, которые имеют место в современных автогрейдерах. 

Два рычага отвечали за подъëм и опускание правого и левого краëв отвала. И по одному за изменение угла атаки, вынос отвала в сторону, подъём-опускание рыхлителя, и даже за наклон передних колëс.

И никакой гидравлики в отношении рабочих органов. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
И никакой гидравлики в отношении рабочих органов. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Автогрейдер Д-144. Музейный экспонат. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Автогрейдер Д-144. Музейный экспонат. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Внутри кабины автогрейдера ДЗ-122. Рычагов тут даже больше, чем в Д-144. Многие операции идентичны, но опять же. Тут действует не механика, а гидравлика. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Внутри кабины автогрейдера ДЗ-122. Рычагов тут даже больше, чем в Д-144. Многие операции идентичны, но опять же. Тут действует не механика, а гидравлика. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Внутри кабины одного из современных автогрейдеров фирмы Caterpillar. Тут нету даже рулевого колеса. Управление ходом и рабочими органами происходит за счёт только лишь двух джойстиков. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Внутри кабины одного из современных автогрейдеров фирмы Caterpillar. Тут нету даже рулевого колеса. Управление ходом и рабочими органами происходит за счёт только лишь двух джойстиков. (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Заключение

Попадаются, конечно, и в наше время машины с механическим приводом рабочего оборудования.

Механический автокран на базе ЗИЛ-130. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Механический автокран на базе ЗИЛ-130. (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Экскаватор Э-305 с канатным приводом рабочих органов на базе КрАЗ-255Б1 . (Фото взято из свободных источников в интернете.)
Экскаватор Э-305 с канатным приводом рабочих органов на базе КрАЗ-255Б1 . (Фото взято из свободных источников в интернете.)

Сейчас конечно эти машины выглядят достаточно архаично. И сейчас они, конечно же, уместны лишь в качестве музейных экспонатов. Они не смогут обогнать по точности, удобству управления и производительности гидравлические машины. 

Однако надо отдать дань уважения этим машинам и машинистам, трудившихся на них. Инженерам и конструкторам, разработавшим данное оборудование. В то время и в тех условиях данные решения были вполне актуальны. 

И, возможно, эти решения были этапом к переходу на гидравлическое управление рабочих органов. 

А на сегодня это всё. Подписывайтесь на наш канал. Буду рад видеть вас снова! 

До новых статей!