Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Безумно рад нашей новой встрече!
Огромное значение для тяжёлой техники сегодня имеет гидропривод. Без его применения не возможно представить практически ни одну единицу техники. Гидроцилиндры, гидромоторы - всё это неотъемлемые части дорожно-строительных машин.
Именно они позволяют выполнить большой объëм работы при затрате минимума усилий.
Однако к массовому применению гидропривода пришли далеко не сразу. И у не искушённого читателя может возникнуть вопрос. А как же было раньше?
В связи с этим я собрал в данной статье ТОП-3 машины дорожного хозяйства до массового применения гидропривода рабочего оборудования.
Поехали!
1. Снегоуборочная машина ДАК-5 на базе ЗИС-5.
ЗИС-5 выпускали с 1933 по 1948 годы на Заводе имени Сталина (именно так назывался всем известный Завод имени Лихачёва с 1931 по 1956 годы) в Москве. Его сердце - это рядный шестицилиндровый бензиновый двигатель. Коробка передач - механическая четырёх ступенчатая.
Машина имела ряд интересных конструктивных особенностей. К примеру механический привод тормозной системы. Так же интересно, что ЗИС-5 на своëм двигателе имел лишь одну ремëнную передачу - на привод вентилятора охлаждения. При этом водяной насос и генератор имели шестерëнчатый привод. И даже контролёр давления масла в системе ранних ЗИС-5 достаточно уникален.
С 1935 по 1949 годы на заводе Дормашина в городе Рыбинск выпускали дорожные машины на базе ЗИС-5.
Как мы видим они имели механический привод рабочего оборудования. Оборудование опускалось и поднималось при помощи тросов.
При помощи штурвала, водитель вручную опускал и поднимал снегоуборочный отвал. Не то что на современных КДМ, включил раздатку - нажал на клавишу - и погнал.
2. Бульдозер ДЗ-53 на базе трактора Т-100.
С 1963 по 1977 на Челябинском тракторном заводе производился потомок легендарного "Сталинца", трактор Т-100, или просто "Сотка".
Трактор приводил в движение малооборотистый четырёхцилиндровый рядный дизельный двигатель Д-108. Запуск дизеля осуществлялся при помощи пускового двигателя П-23. В силу особенностей конструкции дизель на холостых оборотах работал на двух цилиндрах.
Коробка передач пятиступенчатая с реверс-редуктором.
Для управления отвалом используется однооборотная лебëдка, берущая привод от ВОМ трактора. Ослабляясь и натягиваясь, через систему блоков, троса лебёдки обеспечивают подъëм и опускание отвала.
Как видно, отвал бульдозера такого типа мог опускаться только под силой собственного веса. Тросовой привод не мог обеспечить принудительного опускания рабочего органа.
В последствии те же "сотки" всë же были оснащены гидроприводом рабочего оборудования. Так же они стали основой для более современных тракторов Т-130. Дальше был Т-170. А уж Б-10М можно встретить во многих хозяйствах до сих пор. И в нём тоже порой угадываются некоторые черты "сотки".
3. Автогрейдер Д-144.
С 1949 по 1965 год на Челябинском заводе дорожных машин имени Колющенко и с 1955 по 1969 годы на Орловском заводе дорожных машин выпускался автогрейдер Д-144. Это тяжёлый автогрейдер с кирковщиком весил практически 14 тонн. Оснащался двигателем КДМ-46 мощностью 93 лошадиные силы и восьмиступенчатой, естественно, механической коробкой передач. Привод рабочих органов тут тоже осуществляется механически.
Привод передавался от первичного вала КПП через конический редуктор на так называемую коробку управления.
Включение механизмов в коробке управления осуществляется рычагами, которые перемещают соответствующие поводок с кулачковый муфтой. Муфты свободно помещаются на валах, и в следствии перемещения рычага от себя или на себя, нужная муфта может передавать на нужный механизм как левое, так и правое вращение. При включении кулачковых муфт вращаться будут только шестерни коробки управления, а рабочие валы останутся без движения.
При помощи рычагов коробки управления можно было осуществить операции, аналогичные тем, которые имеют место в современных автогрейдерах.
Два рычага отвечали за подъëм и опускание правого и левого краëв отвала. И по одному за изменение угла атаки, вынос отвала в сторону, подъём-опускание рыхлителя, и даже за наклон передних колëс.
Заключение
Попадаются, конечно, и в наше время машины с механическим приводом рабочего оборудования.
Сейчас конечно эти машины выглядят достаточно архаично. И сейчас они, конечно же, уместны лишь в качестве музейных экспонатов. Они не смогут обогнать по точности, удобству управления и производительности гидравлические машины.
Однако надо отдать дань уважения этим машинам и машинистам, трудившихся на них. Инженерам и конструкторам, разработавшим данное оборудование. В то время и в тех условиях данные решения были вполне актуальны.
И, возможно, эти решения были этапом к переходу на гидравлическое управление рабочих органов.
А на сегодня это всё. Подписывайтесь на наш канал. Буду рад видеть вас снова!
До новых статей!