Сразу оговорюсь: это сугубо мои личные впечатления, основанные на поездках по национальным республикам некогда великой страны.
Мои постоянные читатели знают, что я много лет отдал службе в милиции. Именно милиции, так как на пенсию вышел за несколько месяцев до переименования в полицию. За 20 лет службы в ОМОНе и органах следствия мне пришлось объездить пол России и побывать в некоторых бывших республиках Союза. Вот на основании исключительно служебных командировок (не туристических поездок, это другое), я и составил свой рейтинг.
Для начала коротенько расскажу, как обычно происходили милицейские командировки в другой регион, если это не боевой выезд на Северный Кавказ (хотя писать буду и об этом). Помимо плана мероприятий с собой обязательно берется сувенир для коллег. Как правило, это напиток, которым гордится регион. По приезду на место делается работа, а потом застолье с коллегами. Надо же отблагодарить ребят за помощь. В российских регионах всегда так происходило. Тихо, мирно, и в памяти ничего особого не отложилось. Как, да извинят меня башкиры с татарами, и в Уфе с Казанью. Там нас принимали точно так же, как в Липецке и Челябинске, например. Да чего уж греха таить, и мы в Твери коллег также встречали. А вот Кавказ, Беларусь и Узбекистан меня поразили.
Кавказ
Тут я был в основном в боевых командировках. Хотя и по делам следствия как-то раз заезжал в Абхазию без права проводить там следственные действия. Просто надо было найти важного свидетеля и потом оформить протокол допроса в Адлере. По естественным причинам в Грозном, Аргуне и Гудермесе я особого гостеприимства не наблюдал. Точнее наблюдал далеко не гостеприимство. Шла первая чеченская и местные жители в подавляющем большинстве гостями нас не считали. Давайте говорить прямо – считали нас врагами. Из комендатур и блок-постов разрешалось выходить только крупными (до отделения), вооруженными группами. Перед моими глазами так и стоят два авантюриста из нашего отряда, два Димана, которые вдвоем пошли гулять по Грозному в 1995 году. Еле отбили их потом на рынке…
Что касается Дагестана (Хасавюрт) и Ингушетии (Малгобек), то тут к нам относились ровно, но без восторга. Тоже самое могу сказать об Абхазии. А вот в Северной Осетии было нечто. Когда мы дислоцировались под Владикавказом, каждый осетин считал своим долгом угостить наш шашлыком и блюдами национальной кухни. Осетины были искренне рады русским бойцам, и чувствовалось, что готовы нам отплатить благодарностью не только за столом, но и на поле боя. Впрочем, об этом я уже писал в предыдущей статье.
Заканчивая рассказ о народах Кавказа, не могу не упомянуть об армянах. Сразу оговорюсь, что в Армении я не был. Но будучи молодым следователем, нашел похищенный автомобиль одного пожилого армянина. ВАЗ-2106. У армянина в нашем городе был крупный автосервис и, к концу 90-х, он мог себе позволить самые навороченные авто. Но эта «шестерка» была его первой машиной – подарком отца. Талисман. Память. В тот день, когда нашли и осмотрели автомобиль, я зашел к нему домой, чтобы уладить кое-какие формальности. Еле вышел оттуда, чуть не умер за столом от обжорства. Потом он еще года полтора мне в кабинет подарки таскал – разные вкусности и напитки. Ребята начали подозревать, что я обложил данью армянскую диаспору и беру оброк продуктами. С огромным трудом отвадил армянина. Но тут, наверное, не гостеприимство, а благодарность.
Беларусь
Ты любовь моя – Белоруссия. Об этой стране я могу говорить часами. Наверное, десяток историй о гостеприимстве расскажу точно. Например, как утром не мог уехать в Россию из Мира, после того, как остановился в этом поселке на ночь. На ту беду, семья, что сдала мне комнату, резала в тот день поросенка. Так мы до утра закусывали блюдами из парной свинины и запивали не чаем. Бесплатно. Но ведь я обещал о служебных делах…
По службе я был в Витебске. У нас в городе жулики обнесли больницу на дорогое медицинское оборудование. Когда мы их взяли, воры рассказали, что сбыли похищенное в какую-то клинику Витебска. Поехали мы туда с опером. Местные ребята все дела свои бросили, и кинулись на помощь. Приехали мы с утра, а к обеду все дела были сделаны: клиника установлена, оборудование изъято, руководство медучреждения допрошено, наши воры опознаны по фотографиям. Пошли в ресторан. Оказывается, что 20 лет назад в Витебске было особо не принято, чтобы рестораны открывались в будни в обед. Белорусы в это время работают. Но для нас открыли, приготовили окрошку, драники, да под заиндевевший графинчик…
Осетины и белорусы прочно удерживают ТОП-2 в моем рейтинге.
Узбекистан
Это – нечто. Это – ТОП-1. Был я там ровно 19 лет назад – в декабре 2002 года. Ребята реализовали в Твери обычную для тех лет схему. Создали фирму, честно отработали несколько контрактов, завоевали определенную репутацию на рынке… А потом набрали товара с отсрочкой платежа, реализовали его и исчезли, не расплатившись с поставщиками. Но не подумали, что один из товаров – несколько автоцистерн бензина, они взяли у нефтяников. А эти ребята такого отношения к себе не прощают. Пошли они к руководству, что-то там перетерли и вот приказ – найти и обезвредить мошенников любыми силами. Из зацепок только данные на директора фирмы – русский, родом из Ферганы. И сведения от пограничников – несколько дней назад улетел на родину.
Вот и полетел я с опером из УБОПа в Ташкент. Командировка на три дня. Надо как-то добраться до Ферганы, постараться найти человека и допросить. Хлебный город встретил нас снегом и морозами, которых Узбекистан уже лет 100 не видел. А мы-то на теплые края рассчитывали. Утром встречают нас ребята из республиканского управления, а у нас настроение ноль. Поехали, говорим, сразу в Фергану. «Зачем в Фергану? - спрашивает начальник международного отдела. - Как только вы позвонили, мы все сделали. Ваш человек уже два дня вас в СИЗО дожидается». Оказывается, они установили жулика, задержали и доставили к нашему приезду в Ташкент. Уже к обеду все дела были сделаны. Аферист под видеокамеру дал весь расклад и назвал организаторов преступления. Что дальше? А дальше, ребята, выбирайте, сказали нам местные товарищи. Бухара или Самарканд, это лучшие города нашей страны, которые стоит посмотреть.
Тот вечер мы закончили в ресторане, а утром сотрудник узбекской милиции на служебном автомобиле вез нас в Самарканд. Местные товарищи организовали нам экскурсию по всем достопримечательностям города, включая все главные медресе, обсерваторию Улугбека и мавзолей Гур-Эмир с усыпальницей Тамерлана. Экскурсоводом был самый начитанный в управлении подполковник. Для сравнения – я тогда был старлеем. А вечером опять был шикарный ресторан, который по поводу нашего приезда закрыли на спецобслуживание. Кстати, Рамадан к тому моменту еще не закончился.
После ресторана была сауна… Но и это еще не все. Утром, нас с больными головами повезли в какое-то заведение, напоминающее скорее промышленный цех, чем столовую. Тут подавали лучший узбекский плов во всем Самарканде. Такого плова я никогда в жизни не ел и вряд ли еще когда попробую, хотя сам довольно неплохо (как говорят друзья) готовлю это блюдо. Узбекистан оставил просто незабываемые впечатления…
Пора заканчивать, а то пойду плов готовить.
Подписываемся на канал.
Илья Гусаров