Здравствуйте мои читатели сегодня поговрим об очень интересной теме как СЕПАРАЦИЯ.
Она бывает разной. И относится не только к психологии. Если простым языком то сепарация это отделение.
В психологии отделение от родителей.
Давайте дадим определение
Сепарация - это психологическое отделение ребёнка от родителей. Когда ребёнок становится самостоятельным и ответственным во всех сферах своей жизни.
Такое, как гиперопеопека (контроль везде). Препятствуют уйти ребёнку от родителей во всех смыслах делают его зависимым.
Гипоопека наоборот родители не принимают участие в воспитании детей. И тогда ребёнок наоборот хочет быть в зависимости от родителей. Ценность в безопасности и правильности понимание мира.
Получается, что какой бы стиль не выбрали родители ребёнок ни там ни там, не сепарируется от родителей правильно.
Но как же правильно?
О сепарация от родителей заговорили очень энергично в последние 5 лет.
И многие поняли, что они не сепарированы! Причём уже взрослые люди у которых уже есть семья! Они поняли, что хоть и выросли но все равно имеют эту психологическую связь с родителями.
И это не плохо и не хорошо (исключение ситуации выходившие за рамки нормы).
Так как же правильно? Давайте разбираться!
А почему мы не знаем как правильно? Ведь слышали об этом. Дело в том, что мы считаем, что наше детство было хорошим и родители сделали все правильно.
По-другому мы не знаем. Их стиль это наше представление о мире и воспитании наших детей.
И мы это переносим на своих детей. И как конкретно понятно только нам.
В психологии правильно - родители и дети имеют сложные, но уважительные отношения. Самодостаточные. Есть чёткие цели в жизни, хоть дети выросли мнение родителей для них важно. Правильные границы между детьми и родителями.
Не правильно - постоянно спрашивать мнение, сомнения во всем. Нет целей в жизни. Пытаются сбежать в новую ячейку(брак, уезд в другую страну).
А как было раньше?
Увлекательный вопрос. Ведь все сопоставляют время СССР и сейчас.
И тут тоже не обойтись без сравнения.
Раньше было действительно по-другому! Там мало кто знал, что это, как с этим работать да и думать не когда. Там была устойчивость во всем. Детский сад, школа, институт (колледж), работа. Там сепарация из-за стабильности была другой и приблизительно была правильная.
Но вы скажите, что там были семьи у которых родители были и деспотами и пьяницами и те кто не смотрел за детьми (да такое тоже было в те времена). Как там была сепарация?
Начистоту ни как! Её там не было.
И что же с этими детьми стало?
Кто-то взялся за себя и вырос в хорошего человека, кто-то так и остался в этом и живёт не хорошо(нет семьи, работы). Или ещё хуже....
Сколько в мире существует ступений сепарация.
Первая сепарация происходит в 1 год. Малыш уже начинает ходить и понимает, что мир огромен и его надо изучать.
Вторая это кризис 3-х лет. Осознает себя как личность, учится ставит границы, я сам. Осознание, что он и мама это два человека.
Третья это с 4 до 7 примерно в это время границы уже становятся ещё лучше ребёнок выходи в социум, его мир больше, набирается опыта. Он как бы больше отдкяеться от родителей. В этот момент родители должны это принять, если это не принимается именно с 7 лет и начинаются проблемы.
Родители просто не хотят верит, что ребенок уже вырос, стал другим.
Четвёртая это подростковый возраст примерно с 11 лет до 16. Тут происходит обесценивание родителей, ребёнок больше смотрит на своих сверстников. Это связано тем, что подросток учить жить сам, почти все что он умеет делать в таком возрасте уже не зависим от родителей. Но главный вопрос почему смотрит на сверстников, а не на родителей?
Родители и подростки в этот момент стоят по различные стороны, вместо того чтоб родителям стать друзьями со своими детьми мы начинаем за них думать об учебе, интересов и всем остальном. По сути вы "отбираете" их жизнь.
Пятая это возрост взрослого человека он примерно начинается с 17 лет. Уже есть представление о взрослой жизни, появляются цели, большой опыт.
Но именно тут начинается самое весёлое. Вроде вырос, но родители считают не так. А проблемы идущее от подросткового возраста только наросли как ком.
5 стадий и если они все прошли правильно (даже если где-то нет), то человек уже сепарировался!
Виды сепарация.
Эмоциональная - по-простому выбор сделан самим человеком.
Ценностная- свое личное мнение, которое можно говорить в присутствии родителей.
Функциональная-способность заботится о себе во всех сферах жизни, без родителей. Сюда относится - еда, одежда.
Конфликтная - ругатся с родителями при этом не задевать чувства вины.
Обычно мы не можем отделиться от сепарация эмоциональной и функциональной. Причина - гиперопека родители все решают и делают за ребёнка.
Гипоопека - не можем отделится конфликтная, ценностная. Почему тут такие ведь они все подходят. Ребёнок чаще ругается с такими родителями, и часто не может правильно сказать мнение - его просто не учили как надо. Когда родители не смотрят за ребёнком его самостоятельность, границы и умение обеспечивать себя быстро обретают смысл.
Бывает даже, что сепарация устраивает обе стороны. Взрослый не хочет это делать, родитель не торопит его.
Бывает, что обе стороны жаждут сепарации, и могут наделать или больше ошибок или все правильно.
Но самый распрастраненые случай и самый болезненный это когда родитель не хочет, ребенок хочет.
В такой войне все средства хороши.
Причём средства борьбы больше придумывают родители, чем дети.