“Граф Цеппелин” в Арктике — глупость, или предательство?
Привет, друзья! Это история о том, как пустили "козла" (немецкий дирижабль "граф Цеппелин") в "огород" ( советскую Арктику) и как это аукнулось во время Великой Отечественной войны.
В этой статье ищем ответ: это была глупость или предательство?..
1. Воздухоплавательные трассы через Сибирь
В конце 1920-х и особенно в первой половине 1930-х годов в Советском Союзе была популярной идея сверхдальних дирижабельных линий, которые должны были соединить собой Европейскую часть России, Сибирь и Дальний Восток.
Предлагалось, в частности, организовать регулярное сообщение по таким маршрутам, как Москва — Игарка — Нижнеколымск, Красноярск — Хабаровск, Иркутск — Якутск и т.п.
В 1925 году при Совете народных комиссаров СССР была организована специальная комиссия по транссибирскому воздушному дирижабельному пути. В ее работе принимали участие инженеры, экономисты и ученые.
В то время Советский Союз обладал слабой научно-технической базой. Вследствие чего в 1920-х годах в стране было создано всего несколько дирижаблей. Они были сделаны по принципу “мягкой конструкции” и не могли совершать длительных путешествий.
Для освоения сибирских просторов с помощью воздухоплавания необходимо было экспортировать технологии из-за рубежа.
2. Отказали Сталину!
Первый сверхдальний перелет на дирижабле был выполнен полярником Руалем Амундсеном. В 1926 году на воздушном корабле “Норвегия” он за 71 час совершил путешествие со Шпицбергена через Северный полюс и до Аляски.
Еще через 3 года немецкий дирижабль “Граф Цеппелин” впервые в истории облетел вокруг Земного шара. На весь путь в 35 тысяч км он затратил 3 недели. Средняя скорость составила 177 км/ч.
Для Страны Советов это событие имело особое значение, поскольку значительная часть полета проходила над ее территорией.
Так 15 августа "Граф Цеппелин" отправился из немецкого Фридрихсхафена и, пролетев над советскими городами Вологда, Усть-Сысольск (совр. Сыктывкар), Якутск, Аян и Николаевск-на-Амуре, 19 августа приземлился в Токио.
Это был новый мировой рекорд беспосадочного полета — 11 230 км. Он был совершен за 101 час 40 минут.
Кстати, во время пролета “Цеппелина” над Европейской частью России советские власти обратились к команде по радио с просьбой пролететь над Москвой.
К сожалению, капитан Эккенер отказался, объяснив это необходимостью держаться попутного ветра и прямого курса. В ином случае дирижабль мог не дотянуть до японской столицы.
Чтобы сгладить возникшую неловкость и не провоцировать раздражение руководства СССР, на следующий год “Граф Цеппелин” специально посетил советскую столицу, пришвартовавшись на Октябрьском поле 10 сентября 1930 года.
3. “Темный немецкий гений”
Перед и во время Первой Мировой войной признанным лидером в создании дирижаблей была Германия. Во многом это произошло благодаря изобретателю Фердинанду Цеппелину, который впервые предложил схему таких летательных аппаратов с жестким корпусом.
Во время войны Германия создала десятки дирижаблей, которые причинили существенный урон странам Антанты. Они занимались не только разведкой, но и участвовали в бомбардировках Англии, Франции и России.
В частности, в 1916 году два ударных дирижабля предприняли налет на Петроград. К счастью, погода помешала им удачно завершить операцию и сбросить бомбы на столицу Российской империи.
По Версальскому договору, заключенному по итогам Первой Мировой войны, Германия, лишилась права создавать на своей территории военную технику. И в том числе строить дирижабли. Запрет был снят только в 1928 году.
Практически сразу на народные средства был построен дирижабль “Граф Цеппелин”, названный в честь скончавшегося к тому времени изобретателя.
Это было ноу-хау своего времени. Аппарат отличался жесткой конструкцией и новой топливной системой: его двигатели работали на светильном газе, а бензин служил лишь резервным горючим.
Это позволяло не загружать воздушный корабль большим объемом тяжелого топлива, поэтому он мог преодолевать большие расстояния. В результате “Цеппелин” развивал скорость до 120 км/ч и преодолевал без посадки до 14 тысяч километров.
4. Экспедиция в Арктику
Впервые идея экспедиции в советскую Арктику на немецком дирижабле была озвучена на II Международном конгрессе общества «Аэроарктик», который проходил в Ленинграде в 1928 году.
В 1930 году во время визита “Цеппелина” в Москву договоренности были подтверждены.
Полет планировался как научно-исследовательская экспедиция. Ее главными целями были метеорологические, географические и геофизические наблюдения. А также аэрофотосъемка еще не исследованных или мало исследованных районов Заполярья.
Разрешая экспедицию, советское правительство настаивало на том, чтобы материалы экспедиции, и в том числе аэрофотосъемки, будут переданы СССР. Также в числе 46 членов экипажа “Цеппелина” должны были быть включены 4 советских специалиста.
Известный советский ученый-полярник Рудольф Самойлович был назначен научным руководителем экспедиции. Другими членами экспедиции с советской стороны был профессор-аэролог Павел Молчанов, инженер-дирижаблестроитель Федор Ассберг и радист Эрнст Кренкель.
24 июля в 1931 года в Ленинграде экспедицию “Цеппелина” провожали лично президент Академии наук СССР Александр Карпинский и известный полярник Отто Шмидт.
5. Фундаментальные научные открытия
Вылетев из Ленинграда, дирижабль пролетел над Карелией и Архангельском, над Белым и Баренцевым морями — к Земле Франца-Иосифа. Здесь в одном из заливов — бухте Тихой — «Цеппелин» встретился с пассажирами ледокола «Малыгин».
Далее он проследовал до островов Северной земли, пересек Таймыр, пролетел над устьем Енисея, Диксоном и северной частью Новой земли и лег на обратный курс. Полетом формально руководил Самойлович.
Радист Кренкель впоследствии в своей книге "RAEM - мои позывные" так описал это путешествие:
"Летели над Северной Землей, а в кают-компании царило невероятное возбуждение. Научную часть экспедиции страшно взбудоражил поток информации, который так и плыл в руки.
Самойлович в эти минуты был буквально как туго натянутая струна. По результатам ледовых и географических наблюдений руководителя научной части экспедиции дирижабль совершал те или иные эволюции, менял курс, открывая все новые и новые земли”.
В первую очередь Самойлович хотел, чтобы в поле зрения экспедиции попало как можно больше малоисследованных районов советской Арктики. А команда “Цеппелина” охотно выполняла его требования.
Оказалось, что научный интерес и обширные знания Арктики Самойловича немцы использовали в своих интересах.
6. Аэрофотосъемка в интересах… Германии
Советские члены экспедиции, как дети, радовались новым открытиям, которые были совершены за 4 дня полета “Цеппелина”.
По оценкам самого Самойловича, результаты экспедиции имели ценнейшее научное значение. Он считал, что для того, чтобы сделать подобную работу при передвижении по воде, потребовалось бы затратить несколько лет.
При этом немецкая часть команды сосредоточено делала свое дело. Кренкель пишет об этом:
«Фотографы бушевали… К тому же условия для съемок были воистину царскими. Цеппелин, в отличие от самолета, летит неторопливо – со скоростью 150 км/час. В окно можно высунуться и снимать, сколько угодно твоей душе».
И далее: “Буквально каждые пять минут фотоаппараты дирижабля фиксировали новый, еще неизвестный географии остров”.
В итоге дирижабль пролетел по замкнутой петле 13200 км и огромные просторы советской Арктики были подробно запечатлены на фотопленку.
Впоследствии вопреки договоренностям эти ценнейшие материалы не достались советским ученым.
На обратном пути капитан “Цеппелина” Эккенер отказался садиться в Ленинграде, объяснив это неблагоприятной погодой. А потом немецкой стороной было заявлено, что что все пленки испорчены во время обработки.
7. Все тайное становится явным
Истина выяснилась в 1945-м году, после разгрома нацистской Германии.
Так в провинции Мекленбург в архивах специального разведывательно-информационного центра «Раумкоппель» советские контрразведчики в целости и сохранности обнаружили материалы экспедиции “Графа Цеппелина”.
Оказалось, что результаты аэрофотосъемки попали в немецкий Генштаб и сугубо “научная экспедиция”, позволила немцам собрать ценнейшие сведения, на основе которых вскоре были созданы новые высокоточные карты арктического побережья.
В том числе на основе этих данных корабли и подводные лодки Кригсмарине в годы Второй мировой войны проводили успешные боевые операции на Северном морском пути.
В подтверждение этому в официальном докладе Управления Севморпути летом 1942 года после нападения рейдера “Адмирал Шеер” на гарнизон острова Диксон в устье Енисея, особо отмечалось следующее.
Немцы свободно ориентируются в советских арктических прибрежных водах, хотя навигация там достаточно сложна. Так сообщал документ.
PS: участники экспедиции Самойлович и Молчанов погибли во время “большого террора” в СССР в 1938 году. Первый был приговорен к смерти и расстрелян, второй убит конвоиром по пути в лагерь.
Связано это с деятельностью немецких разведслужб во время экспедиции на “Графе Цеппелине”, или нет — неизвестно.
Уважаемые читатели, благодарю за внимание к моей статье! Если вам интересны такие темы, поставьте, пожалуйста, лайк и подпишитесь на КАНАЛ, чтобы не пропустить следующие публикации.