Ровно через год в России прекратится эксплуатация автомобилей с правым рулём. При это уже все, кажется, поняли, что никакой принципиальной разницы между автомобилями с правым и левым рулём нет. И что те, кто нам рассказывает про такую разницу, преследует этими рассказами какие-то свои личные интересы. Интересы бывают либо политические, либо экономические. Например, те кто торгует леворульными машинами, говорят, что правый руль это плохо. Легко догадаться, что им отвечают те, кто торгует праворульными машины. Также легко догадаться, что говорят те, кто хотят, чтобы за них проголосовали те, кто торгует леворульными машинами. И так далее. А на самом деле разницы нет вообще никакой.
И всё бы было в этой банальной истории скучно и обыденно, если бы не тот факт, что сегодняшняя расслабленная дискуссия праворульников и леворульников является бледным отзвуком громов и молний, которыми метались изготовители рулей прошлых веков. Начинается-то эта история аж в тысяча семьсот пятьдесят шестом году. Тогда в Англии впервые было впервые принят закон, обязывающий всех ездить по левой стороне дороги. Сегодня историки рассказывают множество версий того, почему Лондонцами была выбрана именно левая сторона. Кто-то говорит о привычках погонщиков конных фургонов, кто-то о методах швартовки кораблей, а кто-то просто о путнике, идущем по тропе с мечом. Каждая из этих историй по своему красива, но отдаёт надуманностью.
Реальная же история, как всегда, проста и понятна. Закон тот был принят по одной единственной причине – старейшины города Лондона решили усовершенствовать технологию взятия платы за вьезд в их любимый город по их любимому Лондонскому мосту (тот самый «Лондон бридж»). Уж больно много безбилетников проскакивало в суматохе и давке. Мост было решено разделить строго пополам заборчиком и у выезда с каждой половины поставить будку с охраной и кассиром. Вопрос, с какой стороны ставить будку ни у кого не возник, поскольку справа от выезда с моста стоял дом старейшины, а слева – магазин какого-то индуса. Понятно, что о будке справа никто даже не заикался. Магазин индуса снесли, будку поставили и движение обьявили левосторонним, чтобы оно проходило мимо этой самой будки. С этого всё и началось. Старейшину звали Арчибальд Джеймисон, а как звали индуса никто не запомнил. Вероятно, Сингх.
Прошло пятьдесят лет. Англия стала ведущей промышленной державой и держала подавляющую долю рынка в повозках и колесницах всех типов. И все эти колесницы по левой стороне, потому что со времён Лондонского моста ни у кого не возникало вопроса выбора стороны езды. Никто вообще не сомневался, что ездить надо именно по левой стороне дороги. Чтобы просто задать такой вопрос, необходим был сильный человек, способный перевернуть мир. Им стал Наполеон. Историки говорят, что ему почему-то захотелось ездить по правой стороне. Это неправда. Ему лично всё равно было, где ездить.
Однако, его компаньоны по власти объяснили ему, что как-то странно выглядит то, что они вынуждены закупать все свои боевые колесницы у своих же злейших врагов англичан. Приходится делать это контрабандой через Абиссинию и Месопотамию – накладные издержки огромны и нет никакого шанса поучаствовать в прибыли. А строгать колесницы на дому не получится – их никто не купит, потому что английские уж больно хороши.
Вот тут-то Наполеон и проявил политико-экономический гений - принял яркий популистский закон, направленный на поддержку отечественного производителя. Он приказал всем французам, а также завоёванным к этому времени итальянцам и немцам, ездить только по правой стороне дороги. А всех нарушителей расстреливать на месте. Причём не просто так, а как английских шпионов. Простенько и со вкусом. Разумеется, во Франции, Италии и Германии сразу расцвело производство леворульных повозок, которое цветёт и сегодня нам всем на радость!
Подобные же драмы случились и в других местах мира, причём от великого до смешного как всегда оказывался один шаг. В Америке пылкий боевой генерал Лафайет, Чегевара своего времени, умер на дуэли за главенство левого руля, отрабатывая скромные подарки французских автомобилестроителей. Смерть героя всегда эффектна, но не эффективна, поэтому Америка в те времена так и не смогла определиться со стороной езды.
А вот в Японии умный и современный Лорд Сэр Ричард Элкок, действуя по прямому заданию английской королевы и компании «Роллс-Ройс», внёс значительную сумму в бюджет Японии на строительство левосторонних дорог, а также скромно презентовал микадо несколько праворульных «Роллс-Ройсов». Как мы понимаем, второй подарок оказался гораздо действеннее первого и Япония стала праворульной.
В начале двадцатого века автомобильная промышленность мира была раздираема и ослаблена непрекращающимися дрязгами левосторонников и правосторонников. Точку в этом поставил тот же человек, который расставил и все остальные точки в автомобильной промышленности – Генри Форд. На протяжении нескольких лет он требовал и умолял всё тот же «Роллс-ройс» и ту же английскую королеву о выдаче ему кредита на выгодных условиях и предоставлении преференций на Британском рынке. Англичане отказали и тогда Форд решил, что не будет он играть на их стороне. А будет играть против. С 1908 года все Форды стали леворульными. Что было дальше вы знаете. Команда левого руля выиграла. Японцы и англичане продолжают сопротивляться, но сопротивление слабеет.
Так что те, кто запретил правый руль в России стоят в одном ряду с Наполеоном и Фордом. У каждого времени свои Наполеоны!