Скоро Новый год, потом Рождество… Самое время писать волшебные рождественские истории. Это старый жанр с закрепленными в культуре правилами. Вот о них я и расскажу.
1. Суть рождественской истории
Не стоит путать рождественский рассказ со святочным рассказом – они из разных культур. Суть рождественского рассказа проста: если человек безгрешен, то его ждет награда и материальное благополучие в земном мире. В святочном рассказе (у православных) акцент делается на том, что – через страдания – человек становится счастлив духовно, приходит к пониманию истинной веры. Однако рождение Христа для исцеления скорбей и невзгод человеческих роднит эти два жанра календарной литературы.
2. Отличие от сказки
Главное отличие от сказки – это условно реальный герой и условно реальные события, которые с ним происходят, в сочетании с чудесным поворотом обстоятельств, а также привязанность к религиозному календарю.
3. Время
Сюжет рождественского рассказа традиционно имеет временные границы – дни Рождества.
4. Основные темы
► тема памяти и забвения;
► прощения человека во грехе;
► тягости детства;
► перерождение зла в добро;
► примирение врагов;
► прощение обид;
► чудесное спасение;
► нежданное освобождение;
► сила слабости и слабость силы;
► защита беззащитных и т.д.
5. Главный герой
Главный герой рождественской истории – человек (чаще ребенок, чем взрослый) бедный, несчастный, несправедливо обиженный судьбой, безгрешный. Грешность героя, как и мотив прощения, появились в рождественском рассказе в середине 19-го, начале 20-го веков.
6. Количество героев
Главный герой, как правило, только один. Группа несчастных героев допустима в редких случаях (как, например, в рассказе Короленко «Дети подземелья»).
7. Изменения
Читатель должен ожидать чуда, и это чудо, по воле автора, должно произойти. Вместе с благом для героя должен измениться и весь мир: злые становятся добрыми, нищие – богатыми и т.д.
8. Эмоции
Иногда герой чувствует страх перед силой небес или духов ада, ангелов или демонов, но преодолевает его с честью. Он всегда благодарен за чудо.
9. Трансформация
Важной чертой рождественского рассказа является преображение героя, его трансформация. Обязательно, что такой трансформированный человек, испытавший на себе божественные чудеса, становится настоящим верующим – идеальным.
10. Преображение, воздействие
Вместе с духовным преображением главного героя, происходит и преображение персонажей, а также читателей.
11. Причина чуда
Счастье даруется герою именно потому, что на нем нет греха, либо этот грех требует чудесного прощения.
12. Силы добра
Чудо в рассказе может быть представлено по-разному: вмешательство богов, святых, фантастических или мистических существ, стечение обстоятельств, ведущих к счастью, череда совпадений, которые тоже ведут к счастью, случайное вмешательство добрых людей, которые могут все поправить и т.д.
13. Мораль
Текст рассказа можно сравнить с проповедью, в нем всегда есть мораль, передаваемая читателю не просто для интереса, а для того, чтобы научить верить и ценить веру.
14. Описания
Рождественскому рассказу присуща некоторая «наивность» героев, образов, описаний.
15. Контрасты
Обязательны контрастные описания: нищеты и богатства, добра и зла, мрака и света, голода и сытости и т.д.
16. Включения
В рождественском рассказе допустимы описания обрядов, ритуалов, рождественские песни, пословицы и поговорки, монологи-обращения к божественным силам и т.д.
17. Структура сюжета
Сюжет, фабула рождественского рассказа выстраивается по канону:
► 1 часть – условный Ад (страдания, почти гибель);
► 2 часть – Земля (реальность, автор показывает, что собственно происходит из-за условного ада);
► 3 часть – условный Рай (чудо, которое спасет героя);
► 4 часть – преображение героя.
18. Концовка
Обязателен счастливый конец (даже если он трагический, то он все равно несет просветление для читателя), который символизирует очищение, радость от жизни на земле, содержит философские обобщения о смысле жизни, заставляет читателя задуматься о самом себе.
19. Современные тенденции
В современных рождественских историях поменялось много:
► в них вообще может не упоминаться Рождество, но, как правило, охватывается новогоднее время.
► Может не быть особой календарной привязки.
► Силы добра чаще всего реальные, чем божественные.
► Нравственная направленность не только на веру, но и на другие общечеловеческие ценности.
► Мораль не дается открыто в концовке.
20. Сохранение в современном рождественском рассказе
В современных рождественских историях чудо обязательно! Это основа жанра.
Приглашаю вас послушать мой рождественский рассказ завтра.
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература