Найти в Дзене

Final Fantasy (1987)

В одном далеком сказочном мире жили-были короли и простолюдины, эльфы и гномы, мелкие гоблины-разбойники и хтонические чудовища. Только жизнь у них была далеко не сахар: в то время как монстры куковали в грязных подземельях или скитались по бескрайним лесам и полям в поисках съедобных путников, приличные люди торчали в своих крохотных городках и боялись шагу ступить за стены. А все потому, что понастроили у себя магазинчиков, но забыли воткнуть таверну — место притяжения наемников и авантюристов! Но не беда — четверо героев все равно возьмутся из ниоткуда и наведут порядок в опасных землях. Тогда Его Величество наконец-то отдаст приказ доделать проклятый мост-долгострой! Эльфы растормошат своего принца-соню, пираты перестанут досаждать морякам, праздношатающиеся гномы пробьют новый канал, и вообще надуманных преград в этой сказке поубавится. А там и до спасения мира как-нибудь дойдет!

-2

«Последняя фантазия»… Только ленивый рецензент не обращал внимание на иронию судьбы: небольшой проект японской компании Square должен был стать ее лебединой песнью перед закрытием — потому и назывался так пессимистично. Но у этой сказки оказался неожиданно счастливый конец: громкий успех, признание, вереница сиквелов и зарождение легендарной серии, которая до сих пор здравствует и буквально сейчас предлагает компьютерщикам опробовать ремейк седьмой «Финалки». В самой Японии годом ранее уже вышел «Dragon Quest» — другая почтенная ролевая серия, широко известная в узких восточных кругах. «Final Fantasy» не стал родоначальником жанра, но прославился в мире куда больше, чем конкуренты.

Напомним на всякий случай, что японские jRPG — исключительно дальний родственник западных ролевок, и объединяют их сравнительно мало элементов. Да, в jRPG мы так же убиваем монстров, поднимаем уровни, покупаем новую экипировку и выполняем квесты. Но неподготовленного геймера могут ошарашить пестрая карта с видом сверху, «приплюснутые» герои-лилипуты и цветастые монстрики. Японцы делают эти игры для детей? Как бы не так! За милой и порой непритязательной графикой скрываются интересные и непростые механики.

В двадцать первом веке японские ролевки вырвались из своего островного гетто, похорошели, временами выходят на ПК (и даже на русском языке!) Ретро-игры в стилистике «Final Fantasy» может сейчас делать любой желающий: нужны только время, терпение, знание алгоритмов на уровне средней школы и программка «RPG Maker». Так стоит ли сыграть в первую FF спустя тридцать лет (благо ремейки для новых систем все еще выходят)?

Как Воины Света короля утешали

Горе пришло в королевство Корнелия — пропала принцесса Сара, похищенная вероломным черным рыцарем Гарландом. Король убит горем и совершенно не настроен что-либо делать. Будучи тайным почитателем Лао-Цзы, он ждет, когда появятся предсказанные пророчеством герои и решат накопившиеся проблемы. А как только они расправятся с Гарландом и вернут Сару, можно выдать им… нет, не полкоролевства, а задачку похитрее — восстановить четыре Кристалла, управляющих стихиями.

Странные герои пожаловали к королевскому двору. Не разговаривают, лишены имен. При себе у них только разноцветные кристалльчики, по которым этих проходимцев и опознают. Больше у четверки нет ничего: ни оружия, ни доспехов, ни припасов… А так называемые «маги» не владеют даже самыми пустяковыми заклинаниями. Бомжи какие-то, а не герои! Не обобрали ли они настоящих спасителей, присвоив кристаллы себе?

Как Воины Света уровни набивали

К счастью, жители Корнелии и других городов приходят героям-голодранцам на помощь, пока те не дорвались до сундуков с сокровищами и богатой добычи. В населенных пунктах продается все необходимое для спасения мира: оружие, броня, настойки и даже заклинания. Чем опаснее земли, тем приятнее удивляет ассортимент торговцев (и больнее кусают цены). Но где же столько денег взять, чтоб хватило на все вкусности?

Опыт и валюта «пасутся» на глобальной карте. Можно даже не ходить до поры до времени в подземелья, а нарезать круги вокруг города. Делая шаг за шагом, вы неминуемо нарветесь на монстров из местного обширного бестиария.

Великий и ужасный «гринд» (истребление чудовищ батальонами ради вожделенной прокачки и усиления группы) не обошел первую FF стороной. Даже если не учитывать случайные встречи с врагами, рубить монстрятину придется часто, долго и монотонно. Тут можно заметить, что противники ведут себя, как законченные жмоты: не роняют трофеи или вкусные зелья! И даже боссы в этом плане не лучше! Все, что вам причитается за победы — опыт и деньги. Накопив того и другого в изрядном количестве, идем с чувством выполненного долга в город, закупаем новое снаряжение и отсыпаемся в гостинице, чтобы поправить здоровье. Или — если все пошло не по плану — уныло плетемся с трупами соратников в ближайший храм, где их оживляют за скромное пожертвование.

С начала и до конца путешествия вы управляете командой из четверых героев. Она создается еще на старте игры. Мы сами решаем, какие классы и имена дать своим героям, а потом живем с этим выбором и ничего не можем изменить. Волшебники в каждой битве получают по первое число и страдают от ударов сильнее, чем бронированные воины. Но и совсем обойтись без колдующих хлюпиков нельзя: им подвластны мощные боевые и полезные лечебные чары. Наконец, у вора нет ни магии, ни толковой защиты, но он берет ловкостью и удачей, нанося критические удары.

Помните: ваши герои в душе — немножечко мушкетеры. Один за всех, все за одного! Они никогда не бросят в беде товарища, который упал замертво после укуса мерзопакостного оборотня. Даже когда придет время храбро делать ноги, они не сбегут без павшего друга (хотя это именно так и выглядит), а за кадром прихватят тушку с собой. После чего опять положат его (бездыханное тело) на травку, если снова ввяжутся в бой! Не беда, что покойный лежит без дела, и опыт за монстров проплывает мимо него. Героям необходимо чувствовать, что соратники постоянно рядом!

Как Воины Света горизонты расширяли

Если игрок не уснул в первые два часа игры и спас-таки принцессу, «Final Fantasy» начнет подкидывать ему новые возможности и открывать больше территорий для исследования. Поборов преступность в лице пиратской шайки, опрометчиво осевшей во втором городе, мы получаем кораблик и можем путешествовать по немаленькой карте. К тому моменту, когда морские просторы начнут всерьез удручать нехваткой причалов для швартовки, подворачивается персональный дирижабль. А на реках не обойтись без каноэ.

Пока увеличивается простор для странствий, усложняются бои. Они уже не сводятся к медитативному обмену тычками — приходится думать, выстраивать тактику и пытаться с толком применить всех подконтрольных героев. Если воины просто больнее бьют и лучше держат удар, то волшебники растут более наглядно. У них нет привычной маны: вместо нее — «заряды» родом из «Dungeons & Dragons», позволяющие колдовать определенное число раз. Уровня с десятого-пятнадцатого у мага накапливается внушительный арсенал заклинаний, позволяющий биться долго, эффективно и красиво.

За что еще игроки по всему миру ценят «Final Fantasy»? Глубокий сюжет, интересные герои, нестандартные миры? Гм… Извините — все это припасено для будущих частей серии! Тут мы следим за сказочной историей и нехитрыми сюжетными поворотами. Точнее, нет! Мы сами творим сказание о Воинах Света, принося покой в этот мир.

-3
-4
-5
-6