Найти тему
Киноа: кино + архитектура

Беременные перестройкой. О фильме Сергея Соловьева «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви»

Оглавление

Сталин, Кащенко, любовь и пространственный анализ фильма

Москва, ЦАО, Старый — Новый Арбат, дома-книжки, старые коммуналки, Толик… Дурдом во всей красе. Девушка (Друбич) попадает под домашний арест: ей хочется совокупляться, а не зубрить биологию. Предмет ее воздыханий — человек с легкой небритостью и в широченном плаще по моде (Абдулов). Встречаются они в комнате Мити — подростка, мечтающего о Нахимовском училище и не предающего свою светлую мечту даже после известия о наследстве.

Толик (Баширов) настаивает брагу, читает «Огонек» и диссидентскую литературу, периодически «отдыхает» в Кащенко и в лучших традициях интеллигенции видит наяву сны о Сталине. Да что там: он с именем этим ложится, он с именем этим встает. Толик — это типичный актор дискуссий нашего нынешнего фейсбука, застрявший где-то между песнями БГ на ушельском языке и XX съездом.

Толик (Александр Баширов) улетел, но обещал вернуться
Толик (Александр Баширов) улетел, но обещал вернуться
Толик за чтением диссидентской литературы
Толик за чтением диссидентской литературы

Перестройка как бесконечный новогодний карнавал

Про «ЧРЭП-КРЭЛ» как-то все привыкли знать одно: что это махровая антисоветчина в полном соответствии с центральной линией партии и официальной пропагандой. Но это совсем не так, потому что эксцентрика в этой новогодней фантасмагории зашкаливает.

Этот фильм сегодня воспринимается (особенно молодежью) не совсем точно и адекватно: кто сегодня вообще вспомнит про журнал «Огонек», и кто такой этот Коротич, и за что ему нужно выдернуть ноги! Не исключаю, что в 1990 в крайне политизированном обществе «ЧРЭП-КРЭЛ» была мощной политической сатирой, хотя сейчас эта картина больше напоминает фееричный набор гэгов, чем серьезное политическое высказывание.

Дыня, клубника и шампанское по утрам
Дыня, клубника и шампанское по утрам
Все наши носят черные очки
Все наши носят черные очки
Неожиданная встреча: театральные актеры, беременная Друбич и Высоцкий с гитарой
Неожиданная встреча: театральные актеры, беременная Друбич и Высоцкий с гитарой

Баширов с Ивановым (лысый дядя-опекун Мити из Люберец), да и сам Абдулов, который буквально стреляет афоризмами, шутками и остротами пулеметной очередью, доходят до такой степени безумства, что им позавидовали бы все монти пайтоны, маски шоу и тони эрдманны вместе взятые. В эту компанию органично влились Збруев с Даниловым, прогрессивный африканец и очаровательная Татьяна Друбич в импровизированных нарядах, отсылающих к предыдущей «Ассе» и к самой перестройке: она буквально беременна этой перестройкой (майка с «Авророй» и крупной надписью «Перестройка» облегает ее большой живот).

И пусть формально перестройка происходит где-то там, вне стен этой странной коммуналки (напомню, что это не что иное, как фильм про домашний арест, один из наиболее ярких и харизматичных, запечатлевших всё безрассудство такого способа диссидентства), перестройка как бы то ни было прочно входит и в быт, и в мысли наших героев, даже в их сны.

А завершается вся эта вакханалия с перерывами на песни-пляски под музыку главного рокера-хиппи Ленинграда и всея Руси дорогой к храму. Ну и новогодней ёлочкой, так что если ищете что-то неожиданно-новогоднее, вот вам отличный пример для создания подходящего предпраздничного настроения.

Классический русский натюрморт на все годы (Новые годы)
Классический русский натюрморт на все годы (Новые годы)

Проходной двор в отдельно взятой коммуналке

А теперь давайте немного углубимся в пространственный анализ увиденного, ведь все серии (а Соловьев, как умелый рассказчик, любит делить свои истории на серии / главы / части, как это можно было заметить и в «Ассе», и в более ранних фильмах) разворачиваются внутри одного отдельно взятого дома, предназначенного под снос.

Из жильцов тут остались только Толик и Митя. Сам дом нам почти не показывают — только подъезд и выход на крышу. При этом небольшая по площади двухкомнатная коммунальная квартира производит впечатление чуть ли не лабиринта-катакомбы, где можно запутаться и заплутать.

В гостях у Толика
В гостях у Толика
Пианино. Игра в четыре руки
Пианино. Игра в четыре руки

Между тем здесь всего две комнаты плюс кухня с газовым баллоном (центр Москвы, а природного газа нет?), санузел и коридор. У Толика жилплощадь небольшая, кровать да шкаф да стол да старорежимная печка. А у Мити — настоящие хоромы: тут и пианино помещается, и какие-то здоровенные шкафы по углам, откуда в лучшие моменты фильма вылезают участники ансамбля «Аквариум» во главе с Борисом Гребенщиковым.

Таким образом, квартира-лабиринт служит еще и проходным двором, через который можно пройти насквозь, войдя в дверь и выйдя через окно или даже пролезть через шкаф, растворившись в перестроечном балагане. Во многом это заслуга художественного отдела фильма во главе с Марксэном Гаухманом-Свердловым, создавшего пространство, за которым интересно наблюдать на протяжении двух с лишним часов.

То и дело меняется освещение, цветное изображение резко переходит в черно-белое, зритель попадает из 1990 года в начало 50-х к любимцу перестройки Сталину (и снова вспоминаем «Ассу»: там мы вместе с героями путешествовали аж в эпоху Павла I, а в следующем фильме трилогии «Дом под звездным небом» Соловьев пойдет еще дальше: кроме хроники событий нам будут явлены не просто перемещения в пространстве, но и самая настоящая дематериализация!).

БГ выходит из шкафа
БГ выходит из шкафа

О главной локации фильма «ЧРЭП-КРЭЛ» пишет издание mos.ru:

Один из самых китчевых, странных и красивых фильмов перестроечного времени был снят в доме 2/1 на улице Каменная Слобода недалеко от Арбата. Все съемки прошли в квартире 2 на втором этаже трехэтажной части дома и на крыше одноэтажной части.


Любопытно, что это не просто очередная историческая достопримечательность, о которой что-то свое бубнят краеведы, а важное место для Москвы и ее крепостей: в Каменной Слободе жили каменщики, которые собственно белокаменную и построили. Сначала воздвигли Успенский собор — первый каменный храм в Москве (1326 г.), а в том же XIV веке Кремль из деревянного трансформируется в белокаменный.

Каменная Слобода, 2/1
Каменная Слобода, 2/1

Из окон квартиры наших героев открывается еще более канонический вид: это самый настоящий московский дворик, только на сто с лишним лет после Поленова:

Слева виднеется ажурная колокольня Спаса на Песках
Слева виднеется ажурная колокольня Спаса на Песках

И Соловьев дает это понять уже в самом начале фильма, когда Друбич спускается по пожарной лестнице из бабушкиной квартиры к гигантской вывеске «Аэрофлот»: на заднем плане виднеется узнаваемая ажурная колокольня Храма Спаса на Песках, запечатленная Василием Поленовым на картине «Московский дворик» в 1877 году.

В. Д. Поленов. Московский дворик. 1877
В. Д. Поленов. Московский дворик. 1877

То есть дом 2/1 на Каменной Слободе — это такое место силы, самое сердце столицы, в средоточии страны и ее культуры. А внутри — модель общества, в котором каждый играет свою странную роль: все взрослые давно сошли с ума, а 15-летний мальчик смотрит на них широко открытыми глазами, не совсем понимая, что будет дальше.

А дальше будет следующий фильм Соловьева «Дом под звездным небом», намек на который можно увидеть на таком кадре:

В следующем фильме Соловьева "Дом под звездным небом" отправимся из Москвы в Нью-Йорк
В следующем фильме Соловьева "Дом под звездным небом" отправимся из Москвы в Нью-Йорк

Не только кирпичная стена в духе нью-йоркских лофтов, но и надписи «Аэрофлот», «Pan Am» (или «Pan American World Airways»), и огромная надпись «Москва — Нью-Йорк» непрозрачно намекают на обстоятельства будущей картины режиссера.