ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!!!
Добрый день, дорогие друзья! Все вы прекрасно знаете, что я предпочитаю писать или подборки, или тематические материалы в формате рассуждений. Но сегодня я, пожалуй, сделаю исключение. Благо, повод у меня довольно веский. А именно - выход четвертой части культового фильма "Матрица", с довольно планомерным названием "Воскрешение" (как еще назвать возвращение на экран умерших героев).
Не скажу, что являюсь ярым фанатом серии, но как и все, кто родился в 80-90-е, я засмотрел оригинальную трилогию, что называется, до дыр. Именно после "Матрицы" я полюбил "слоу-мо" эффекты в кино; задумался о реальности окружающего мира; хотел ходить повсюду в длинном кожаном плаще и спортивных черных очках. Ну и, само собой, я мечтал о той самой "трубке" Nokia и, не смотря на мозоли, носил "гриндерсы".
Помимо всего прочего, я смотрел "Аниматрицу", несколько раз прошел игры "Enter the Matrix" и "Matrix: Path of Neo". В общем, определенные надежды и ожидания на выход внезапно анонсированного продолжения я возлагал. Меня очень сильно смущал перерыв в 18 лет, а также участие в проекте далеко не всех актеров и только Ланы Вачовски, а не, прости Господи, дуэта сестер. Оптимизм внушало лишь наличие Нео и Тринити.
Думаю, что одного этого факта было достаточно для "хайпа", и авторы картины это прекрасно понимали. В любом случае, чем ближе становилась дата выхода, тем все более сомнительной казалась идея. Объявленный каст становился все более странным; тизеры и трейлеры слабо вязались с прошлыми частями; а рекламная кампания становилась все более агрессивной. Я начал всерьез бояться, не получится ли пародии.
Безликой, безвкусной, смешной и до боли абсурдной пародии, которая будет вызывать не ностальгические чувства, а лишь испанский стыд и жгучее желание забыть увиденное. И вот сейчас, после двух с половиной часов мучений в кинозале, я могу с горечью сказать, что мои худшие опасения оправдались. И теперь мне понятно, почему многие актеры и, еще раз прости Господи, Лилли Вачовски, отказались от этого фарса.
Мое мнение может быть субъективным и я не стану говорить вам "ни в коем случае не идите на этот сеанс". Я даже, наверное, скажу "сходите, потому что это, не смотря ни на что, "Матрица", и всем нам стоит уважить хотя бы труд Киану Ривза и Керри-Энн Мосс". Но сейчас, я прошу остаться всех тех, кто, как и я, любит всем сердцем первые три части и уже посмотрел четвертую. Давайте обсудим увиденное и попробуем понять.
Ниже будут идти те самые спойлеры, про которые я предупреждал в начале, так что, если вы еще не смотрели "Воскрешение", то лучше не читайте дальше. Итак, преступим. Я хочу описать вам те моменты, которые вызвали у меня наибольшее недоумение и/или негодование. А вы отпишитесь в комментариях, согласны ли со мной. Поехали. Начну с того, что "Матрица: Воскрешение" не лишен отсылок и пасхалок к оригиналу.
Я бы даже сказал, что он ими просто кишит. Более того, в него часто просто вставлены вырезанные сцены из предшественников. И вот тут у меня возникает вопрос "зачем было переснимать знаменитую сцену в отеле с Тринити?". Почему нельзя было просто вырезать и вставить оригинальную? Само собой, это вызвало бы определенные затруднения с монтажом, поскольку сцена продолжается и события изменяются.
Но не проще ли было использовать оригинал, а потом снять сюжетную стыковку и спокойно все продолжить? А что показывают нам? Откровенно непохожих актеров (особенно Тринити), странную нарезку моментов и нелогичное продолжение. Тут вообще в первых 20 минутах полный взрыв мозга и перечеркивание канонов. Почему обычный человек спокойно дерется с агентами и может от них убежать? Что за "хороший агент"?
Забегая вперед скажу, что этот "хороший агент" - это цифровой гибрид Морфеуса и Смита. А вся первая сцена - это модуляция, созданная Нео (когда и каким образом непонятно), для взращивания своего будущего спасителя из программной ловушки (меня можете не спрашивать, что это за "дичь", я не в курсе). По поводу "МорфоСмита" вопросов вообще уйма. Например, почему когда нам показывают его жизнь, мы видим бытовуху.
Он, вроде бы, агент (по крайней мере, он "тусит" с агентами во время налета на отель с Тринити). Тогда какого черта он просыпается по утрам, принимает душ, ходит в спортзал? Агенты, насколько я помню, были чем-то вроде антивирусной программы и вряд ли жили полноценной жизнью, или я чего-то очень сильно про них не знал. А вдруг Смит в оригинальной трилогии в перерывах между драками с Нео занимался пилатесом?
А может, он примерный семьянин и рубаха-парень, когда не на работе? Но давайте вернемся к "МорфоСмиту". Почему его нужно выводить через таблетку? Одна из героинь говорит "вывод человека и программы идентичен". Это еще почему? Таблетка была нужна для поиска тела и физического отсоединения от Матрицы. Каким боком это касается программы? Почему программу штырит от таблетки, как от ЛСД?
Даже людей не так сильно "вставляло" от нее. Зачем вообще было добавлять эти неуместные юмористические вставки? Оригинальная "Матрица" никогда не была комедийным боевиком. В первых частях суммарно можно наскрести одну-две ироничных фразы и не более того. А что теперь? Теперь "МорфоСмит" появляется перед Нео (которого опять нужно вытаскивать из Матрицы) в ярко желтом безвкусном костюме.
В туалете, Карл! И с завидной частотой отпускает шутейки за 100. Нео, разумеется, убегает (тут бы любой убежал). Примерно в этом же диапазоне хронометража нам показывают старую-добрую перестрелку под "душем" из системы пожаротушения, и знакомят нас с еще одной инкарнацией Смита (теперь якобы оригинальной версией, а не созданной Нео). Причем, Смит теперь похож на "голубоватого" смазливого плейбоя.
Его образ настолько слащав, что он сам иронизирует по этому поводу. Он здесь, как и Нео, является узником, что тоже вызывает у меня немало вопросов (которые остаются без ответов). Идем дальше. Кто же у нас выступает в роли главного злодея? Да ничего необычного (сарказм, если кто не понял) - всего лишь программа-психотерапевт с внешностью Нила Патрика-Харриса. У него, кстати, есть кошка с кличкой "Дежа-Вю".
Где-то на этом моменте уровень абсурдности происходящего перестает удивлять и приходит осознание, что будет только жестче. И авторы вполне оправдывают эти ожидания. Дальше вас ждут милые домашние роботы, с повадками щенят; материализованные в реальном мире из кусочков металла программы (звучит сложно, но вы поймете все, когда увидите); орды зомби, ой, простите, ботов (в точности, как в "Поезде в Пусан").
Что я еще забыл? Ах да, еще будут "человеко-бомбы"; злобная семья Тринити (дети у нее жуткие, прямо как в "Деревне проклятых"); отряд боевых бомжей ("Изгои") и прочие интересные вещи. Скучать вам точно не придется. Но в хорошем ли смысле слова? Не уверен. Стоит отметить, что во вселенной Матрицы прошло не 18 лет, а 60. Для чего сделан этот ход не совсем понятно, но у меня есть одно смелое предположение.
Нам вскользь расскажут о прошедших событиях. Якобы, машины сдержали слово, данное в "Революции" и был установлен шаткий мир. Конкретно тот "город" машин, в который влетели Нео и Тринити изменился и стал союзником людей. Машины успели повоевать сами с собой. Зион был возглавлен Морфеосом, но пал в войне (какой-то слишком банальный и резкий слив для такого яркого персонажа).
И вот, на почве нескольких эффектных кадров с упомянутой войны, которые нам показали в "Матрице: Воскрешение", я могу сделать вывод, что студия планирует выпустить какой-то отдельный проект (фильм, сериал, мультик или игру), затрагивающий события этих 60 лет. Вангую, можете скринить мою статью. Ладно, Морфеуса беспощадно слили, Смит превратился в свою бледную тень, с гомосексуальными наклонностями.
Будут ли еще приятные встречи? Будут. Помните я говорил про отряд боевых бомжей? Угадайте кто его возглавляет. Ни за что не догадаетесь. Это Меровинген - тот самый, которого играет Ламбер Вильсон. Похоже, авторы хотели добавить еще один юмористический финт и сделать из высокомерного, педантичного сноба ноющего француза-оборванца. Получилось сомнительно, но это чуть ли не единственный милый момент.
Просто остальные шутки "зашли" мне еще меньше. Будет здесь даже живая Ниобе, которая теперь возглавляет новый город людей - Ио. Из жгучей красотки она превратилась в дряхлую старуху и теперь открыто жалуется на свой возраст. Если кто-то помнит маленькую девочку по имени Сати из "Революции", то ее персонаж тут тоже возвращен, правда жаль, что на роль теперь приглашена Приянка Чопра, а не Танвир Атваль.
Если вы спросите меня, что мне не понравилось больше всего, то я отвечу, что глобальные сюжетные несостыковки. Посудите сами, машины буквально воскресили Нео и Тринити и продержали их живыми 60 лет, чтобы использовать в качестве мощных батареек. Сомнительная цель, не находите? Я что-то не помню, чтобы у машин был дефицит в энергии. А тут вам и затраты, и риски, и множество хлопот. Как-то нелогично для ИИ.
Получается, что уже фундамент картины как-то высосан из пальца. Дальше больше. В фильме часто упоминается "новая версия Матрицы". Но что это за версия такая, если в ней и людей-то толком нет. По щелчку пальцев злодея (Аналитика) любой человек превращается в бездумную марионетку. И Аналитик постоянно говорит, как гордится своими ботами и режимом роя. И, судя по сцене с погоней, все жители города - боты.
И это как минимум, ведь, когда герои переносятся в вагон поезда в Японии, то там с пассажирами "прокатывает" такой же фокус. То есть, весь мир состоит из ботов? Или боты перехватывают управление цифровой версией человека, как агент Смит в лучшие годы? Непонятно. Возможно, Нео и Тринити находятся в какой-то личной версии Матрицы. Это бы объясняло их обособленное расположение и многие фразы из фильма.
Но это было бы в целом странно и противоречило бы канонам. Получается, что авторы просто руководствовались какой-то фанатичной идеей о гуманизме, и хотели подчеркнуть, что в их фильме убивают только ботов, а не реальных людей. Если так, то получилось глупо. А почему Аналитик постоянно говорит про свою работу, как про бюрократический аппарат? "Мои боссы", "одобрили мой проект", "перевыполняю план".
Это что за корпоративный подход? То есть, у машин нет единого интеллекта? У них там самая настоящая иерархия, инфраструктура и субординация? У них есть квартальные планы? А отпуска, премии, выговоры имеются? А если уволят, то как выглядит биржа труда? Платят ли пособие по безработице? Так много вопросов и так мало ответов. А как вам идея о том, что Нео стал геймдизайнером и сделал игру по Матрице?
Далеко не оригинальный прием, но, в целом, интересный. Он был бы даже удачен, поскольку создавал бы четкие параллели с нашей нынешней реальностью, и манипулировал бы с идеей "четвертой стены". Снова возникал бы вопрос о материальности нашего мира и бла-бла-бла. "Бла-бла-бла" - это цитата МорфоСмита, если что. Но и здесь все безнадежно запорото. Авторы могли сделать серьезный, мощный философский вброс.
Но вместо этого втюхали зрителям 10 минут бессмысленного и беспощадного "стеба" над собой же. Причем, не иронии, а именно грубого "стеба". Особенно подчеркну, что у "Воскрешения" есть сцена после титров и даже она посвящена вот этому "угару" и котикам, а не чему-то действительно важному. Что как бы окончательно дает нам понять, что мы смотрим не глубокое, сильное кино, а так - развлекательное видео.
Если говорить о технической части, то в этом плане "Матрица" всегда была безупречна. Она всегда была на пике прогресса и представляла собой идеальную комбинацию из киберпанк-эстетики, великолепной хореографии боев и умопомрачительных спецэффектов. Но и здесь получился "пшик". Галочку можно поставить разве что напротив пункта о спецэффектах, но даже они не удивляют на фоне новейших проектов.
Скажу больше, компьютерная графика сквозит здесь как-то по-особенному сильно. И далеко не в хорошем смысле слова. Когда я смотрю дорогое кино, я не хочу четко различать, где нарисованный на компьютере момент, а где реальная съемка. А тут все какое-то пластилиновое и, как будто, перекочевавшее из компьютерных игр пятилетней давности. Про постановку боев, атмосферность и антураж даже говорить больно.
Когда смотришь на Киану Ривза на красной дорожке, то думаешь "какой молодец, уже немолод, а еще ого-го, в форме". И так оно и есть. Но если говорить объективно и непредвзято, то он уже постарел. Еще не сильно, но, как это ни горько признавать, в "Матрице" это очень отчетливо видно. Брутальные сцены очень вялые, они напичканы монтажом, хромакеем и работой каскадеров. Нео теперь предпочитает силовые поля и толчки.
Да-да, вы не ослышались, он как-будто постиг светлую сторону силы. Не хватает только светового меча. Вот не соврать, но он применял какой-то невидимый барьер гораздо больше раз, чем махал кулаками. И это грустно. Настолько грустно, что фраза "я не забыл кунг-фу" звучит как фарс. Керри-Энн Мосс тоже вполне себе нормально держится для своих лет, но у нее такие же проблемы. Ее даже назовут "милфой" в кадре.
От стилистики техно-нуара и неонового киберпанка не осталось и следа. Мрачные города с вечно идущими дождями и редким солнцем сменились светлыми панорамами мегаполиса и сонного пригорода. На таком фоне, костюмы персонажей смотрятся нелепо. Кучка людей в черном носится по яркому, солнечному городу. Решение Смита носить хипстерский костюмчик кажется вполне уместным, не лишенным смысла и модным.
Финальная сцена просто ужасна. Начиная с постановки, и заканчивая репликами героев. Нео и Тринити влетают в дом Аналитика и избивают его, отпуская плоские шуточки, и заявляя о том, что планируют поиграть в Богов. А затем просто улетают вместе в закат, хотя незадолго до этого у Нео летать не получалось, даже в самые ответственные моменты. Об этом авторы тоже поиронизировали, чтобы не быть как Толкиен и его орлы.
Ну знаете, если бы Нео в критический момент просто схватил Тринити и улетел, то не вышло бы драматичной кульминации. А если бы просто так взял и не улетел, то у фанатов возникли бы вопросы. А так, он попробовал и у него не получилось. И это, типа, все объяснило. На самом деле, вообще ничего (он же, вроде бы, избранный и вернул свою память), ну да ладно. Но, вообще-то, у него ничего не вышло не просто так. Вот вам моя версия.
Авторам было нужно как-то подать еще один смущающий меня момент. Они подменили крутость и "избранность" Нео на крутость и "избранность" Тринити. Вот такая вот странная подмена. Не поймите меня неправильно, если строго цитировать картину, то они оба, вроде как, избранные. И у этого, в общем-то, были предпосылки в первых частях. Видения Тринити, и ее участие в ключевых моментах - это веские доводы для такого поворота.
Но слишком уж все феминистично подано. Сильная и независимая женщина сначала дает отпор деспотичному цифровому мужу, который ее угнетал, а потом несколько раз спасает своего любимого (который совсем не в форме). Ну и, собственно, в финальной сцене, она ставит злодея на место (скорее, отчитывает, как нашкодившего ребенка), а Нео тихо стоит в сторонке и поддакивает. "Матрица" всегда была прогрессивным кино.
Тут не было задвигания женщин на задний план. Тут были яркие харизматичные женские персонажи. Тут никогда не было даже намека на сексизм. Но то, как все подано в "Воскрешении" - выглядит слишком уж по-современному "толерастично". В "лучших" нынешних традициях Голливуда и этот "прогиб" удручает. Что мы получаем в итоге? Даже не знаю, как это описать в целом. На ум приходят слова - пародия и реклама.
Пародия, в том смысле, что здешние отсылки не кажутся милыми и теплыми, а скорее по-злому насмешливыми. А реклама, в том смысле, что в фильме рассказано очень много обо всем и ни о чем. Картина выглядит как масштабный трейлер-анонс для будущих проектов. Это как одна огромная удочка, закинутая в толпу. Вселенная франшизы расширена во все стороны и совершенно неопределенна в каждом своем аспекте.
Теперь вообще непонятно, что конкретно случилось за 60 лет; что творится с Матрицей; что сейчас планируют делать машины; что будет с городом Ио; чем займутся герои; что будет делать Смит; как попытается отомстить Меровинген (да, он снова выжил). Все это и многое другое - это отличная почва для сиквелов, приквелов, сопутствующих проектов в других областях, помимо кино, и прочего. Хорошо это или нет, я не знаю.
С одной стороны - наша любимая франшиза снова напомнила о себе публике и воскресла, в буквальном смысле слова. Она итак существовала в определенных кругах, но теперь-то уж она снова живее всех живых. И в этом можно разглядеть некую двусмысленную символичность названия четвертой части. Но не превратится ли она из культурного феномена в безликий поток второсортного "шлака"? - вот в чем настоящий вопрос.
Будем надеяться на лучшее и готовиться к худшему, как и всегда. Напоследок хочу поделиться с вами сторонним личным наблюдением. Я сидел в зале, смотрел этот фильм и негодовал. Мои чувства были даже не двоякими, они были вполне себе конкретными и далеко не позитивными. Я еще в кресле мысленно готовился написать эту свою гневную тираду. Когда зажегся свет, я надеялся увидеть на лицах людей те же эмоции.
Но знаете что? Вокруг меня была одна молодежь - лет 20-ти, не больше. Многие из них явно были ровесниками "Матрицы". И им все понравилось. Они рьяно, весело и возбужденно обсуждали, какой это классный фильм и, что его надо обязательно порекомендовать друзьям. Первая моя мысль была "ну что за поколение, вам лишь бы увидеть красивую картинку и все, ничего вы не понимаете". А потом я подумал "а вдруг это я придираюсь".
Вдруг, я просто стал слишком стар и ворчлив? Нам всегда кажется, что небо раньше было выше, трава зеленее, а воздух чище. И что фильмы были намного умнее и круче. Но что если мир не стал хуже, а просто изменился? Выросло новое поколение со своими вкусами, взглядами, мыслями и предпочтениями. То, что кажется нам классным, кажется им ерундой и наоборот. Но кто из нас по-настоящему прав?
P.S. Чуть не забыл упомянуть, что в картине засветилась Кристина Ричи. В абсолютно неприметной и бессмысленной роли. Также, я хочу особенно отметить, что намек на неформальные отношения Ниобе с еще какой-то старушкой - это совершенно не мило. Это грязно и мерзко. К тому же, это как-то омрачает память о Морфеусе и Мифуне. В общем, можете закинуть еще пару монеток в копилку "толерастического" бреда в "Воскрешении".
Дорогие друзья, если вы любите хорошую авторскую литературу (особенно в жанрах фэнтези и мистика), то я бы хотел порекомендовать вам почитать рассказы и роман моих близких друзей Ирины Захаровой и Екатерины Балашовой.
https://author.today/work/149935
Спасибо за внимание!
Голливудские актеры-близнецы.
Почему Дзен превратился в аналог ТикТока?
Злые версии супермена в кино.
Фильмы про тюрьмы.
Фильмы ужасов про больницы.