В современном мире выпускники не располагают временем при выборе будущей профессии. Подготовка к выпускным испытаниям и итоговая аттестация отнимают много сил. Нет возможности досконально изучить особенности и подводные камни существующих специальностей и решить, какая из них будет делом всей жизни. Обучение в вузе занимает не менее четырёх лет, поэтому важно сделать выбор осознанно, чтобы в будущем не жалеть о времени, потраченном на изучение "чужой" специальности.
Педагогические вузы ежегодно набирают сотни абитуриентов. Довольные поступлением студенты в течение четырёх или пяти лет готовятся стать педагогами. Оставив за спиной бессчётное количество времени, сил и нервных клеток, они гордо держат в руках диплом бакалавра. С ним же они бегут устраиваться в школы, вдохновлённые на воспитание молодёжи.
К сожалению, для некоторых из них на этом сладкая сказка заканчивается. Со временем к учителю приходит осознание себя не на своём месте, которое перетекает в откровенную ненависть к своей профессии. Кто-то сразу прощается со школой, кто-то изводит себя мыслями о собственной никчёмности и продолжает учительский путь, сражаясь с тревогой и неврозом.
Невольно проскакивают мысли: "Чем я думала раньше?".
Как понять сразу и окончательно, что педагогика - это не Ваш путь?
- Вы не любите детей.
Педагог по сути своей должен любить детей. Важно хотя бы уметь выстраивать отношения с детьми и подростками. Это суть его профессии, его прямая должностная обязанность. Абсолютно нормально не уметь общаться с детьми и подростками, но в таком случае уж точно не стоит выбирать педагогический институт.
- Вы не имеете достаточно знаний ни в одной области науки, изучаемой в школе.
Учитель обязан в совершенстве владеть хотя бы базовыми знаниями в преподаваемой области.
Если по одному из предметов Вы получали отличные оценки, но не готовы посвятить несколько лет его углубленному изучению, то в школе Вы будете, мягко говоря, некомпетентны. Не стоит надеяться изучить предмет вместе с учениками на уроке, потому что в таком случае подготовка к занятиям будет отнимать колоссальное количество времени. И будет очень неловко, если ученики или завуч на уроке подловят Вас на незнании темы.
- Вы не обладаете высоким уровнем грамотности.
Даже если вы не учитель словесности, Вы должны владеть культурой речи. Уважающему себя учителю обязательно уметь грамотно доносить свои мысли и правильно строить диалог.
При составлении конспекта урока, написании заметок в тетради учеников, при общении в рабочем чате и чате с родителями крайне важно не допускать орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок. Ну и конечно никуда без заполнения бесконечных отчётов, которые тоже важно составлять грамотно.
Учитель, допускающий ошибки, не знающий правил русского языка, будет вызвать сомнения в своей компетентности.
- Вы не общительны.
Это прекрасно - любить оставаться наедине с собой. Но в учебном заведении не бывает тихо. Вас ежедневно будут окружать люди, которые постоянно от Вас чего-нибудь хотят. Во время занятий Вы будете находиться под прицелом десятков взглядов.
Учебная и воспитательная работа подразумевает регулярное общение с руководителями, коллегами, учениками и их родителями. Общаться нужно не только на уроке. Школьная жизнь включает в себя совещания, индивидуальные воспитательные беседы, встречи с родителями, внешкольные мероприятия, родительские собрания. Если Вам сложно уделять большое количество времени беседам, Вы быстро устаёте, находясь в большой компании, не любите посещать массовые мероприятия, то в учебном заведении вместе с заработной платой Вы получите тревожность и эмоциональное выгорание.
- Вы эмоционально неустойчивы.
Только на красивой картинке школьники - это милые дети, жадно поглощающие знания.
Ребёнок - это человек, у которого только-только начинается становление его личности, характера. Он учится не только орфографии, математике, рисованию. Он учится жить. Поэтому он не всегда может контролировать свои слова или действия. Вы не можете точно знать, чего ожидать от непоседливого малого. Он может ругаться матом, хамить, отказываться подчиняться. Уставший от нагрузок класс может просто отказаться Вас слушать, отвлекаясь на разговоры и телефоны. Ранимая девушка может устроить слёзную истерику в ответ на неудовлетворительную оценку. Мальчики, такие вспыльчивые и бескомпромиссные, могут решить конфликт между собой одним уверенным ударом, после чего Вы будете отсиживаться в медпункте, глотать корвалол и наблюдать, как бойцы прикладывают лёд к синякам.
Да и без конфликта особо активные ребята, взывая к одноклассникам "Смотри, как я могу!", показывают, что они там могут. И это они явно не о решенном задании повышенной сложности...
Недовольная оценкой или Вашими словами в адрес ребёнка мама может отчитать Вас за непрофессионализм и самодурство и пригрозить жалобой в департамент образования. Администрация школы так же может добавить масла в это жерло нестихающего вулкана обвинений и пригрозить наказанием за недостаточное рвение к работе.
Таким образом, если вы бросаетесь мерить давление из-за малейших неприятностей, то восстанавливаться после учительских будней Вам придётся с помощью психолога, антидепрессантов и успокоительных.