Найти тему
Точка опоры.

Матрица 4. Или как Вачовские читали Пелевина

Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

А читали они его непременно, иначе я не могу объяснить, как идеи из Пелевинского "Transgumanism.ink" (который, к слову, вышел как раз в 21 году) попали в фильм.

Да, скажу сразу, 50% фильма это пародии, самопародии и просто стёб. Ещё 30% - это файтинг в лучших и худших традициях Трилогии. 20% - феминизм и гендерная небинарность. На смысл осталось 10% - и это неплохо.
О нём и поговорим.

Осторожно - дальше жёсткие спойлеры. Но без знания "матчасти" понять меня будет сложно. Я сопоставляю две Вселенные.
Вселенную Матрицы.
И
Вселенную Empire V (также представленную в 4 книгах, если считать Generation P, как приквел всей истории). Я нахожу эти миры настолько похожими, что решил написать об этом.

Итак. Матрица IV.

Фильм отражает нынешнюю проблему капиталистической экономики - мы плодили людей потому, что каждый из них, через потребление и труд, отдавал свои жизненные силы экономике.

Людей можно было обманывать, манипулировать, угрожать - выжимая из них всё больше энергии. И делая вампиров всё более сытыми богатых ещё богаче. Под это дело плодились идеологии, религии, бизнес-модели и стили жизни.

Всё было хорошо, пока людей не стало так много и таких разнообразных, что начали страдать принципы управления обществом. То есть, мир становится всё менее управляем. И всё менее прибыльным, поскольку хоть людей и становится больше, но энергетическая отдача от них становится меньше.

Примерно это описывается в фильме, как последствие жертвы Нео. Многие люди обрели свободу, а машины столкнулись с энергетическим кризисом.

Да - мои прошлые фанатские идеи не нашли воплощения - всё-таки машины непостижимым образом извлекали энергию именно из людей. Только уже прямо называется, что это не обычное электричество.

Это - энергия эмоций. Тот самый Баблос, который сосали Пелевинские вампиры с 2006 (дата выхода книги Empire V - по которой в этом году тоже сняли фильм) по 2021 годы включительно.

Энергетический кризис (читай - политический и экономический кризис) разрешился следующим образом - необходимо обеспечить большой, универсальный, но абсолютно подконтрольный источник энергии.

То есть - нужно так разогнать человека, чтобы он отдавал максимум своей жизни. При этом, таких должно быть немного, чтобы не создавать революционную ситуацию и они должны быть абсолютно порабощены Матрицей.

Эдакие "боги в бутылке", из которых можно бесконечно тянуть их бесконечные силы. Homo overcloced - в романе Пелевина.
Кто пошёл за таких?
Правильно - наша пара Нео и Тринити.

Собственно, ради этого их и воскресили. Вернее, не дали окончательно умереть. Чтобы они стали двумя огромными батарейками на новой фабрике по производству энергии.

Очень интересная и свежая идея - сила Избранного в новой интерпретации – это результат взаимодействия. Не личный, а надличностный фактор. Об этом косвенно говорилось и с первой части.

Но одно дело, когда мы говорим "Любовь придала герою сил" и совсем другое - "Его силой и была Любовь". И в новой Матрице мы видим именно второй вариант. I am not the One - заиграло новыми красками.

И собственно, решение, найденное "новой властью" машин, - разделить любящих людей и бесконечно тянуть силу из их страдания и фрустрации. При этом, держать их рядом, чтобы поток совсем не прекращался, но и не становился настоящей силой.

Поэтому Матрица, невероятно усложнившись аппаратно, существенно упростилась социально. Людей в ней стало намного меньше, агентов - намного больше. Как бы ни несколько агентов на одного живого человека.

И каждый человек замкнут в собственную однообразную петлю, из которой он не способен выбраться. Не хочет выбраться. Поскольку он одинок, лишён сил и погружён в постоянную фрустрацию.

Тема психоанализа, как способа навязывать иллюзии и заставлять человека мучительно тонуть в собственном бессилии - очень хороша. Главного в Матрице зовут уже не Архитектор, а
Аналитик. Нет необходимости в сложных, многоуровневых решениях, если держишь "пользователя" буквально за его душу.

Пелевинские образы, особенно из "трансгуманизма", отражены ещё и в детали - переход из Матрицы открывается не телефонным звонком, а падением в пустоту.

Либо падением, которое становится полётом - обретение "власти" над Матрицей, но и погрязание в ней. Нам даже показывают момент, когда новый Нео шагает с крыши и взлетает ввысь. Но система быстро подменяет реальность и вот он уже вспоминает это как собственные галлюцинации.

Либо падением в бездну - как выход из неё. Так выходят из Матрицы не только люди, но и программы.

Если бы не потребность сделать хэппи-энд - то как раз момент торжества главных героев (спойлер - Тринити обретает Силу), когда они "летят над Матрицей" стала бы, в духе Пелевина, точкой их падения обратно в иллюзию.

Хотя, возможно, станет. Поскольку Матрице 5 - точно быть.

Прикольно в теме обыгран "город людей и машин" - та самая прекрасная либерально-коммунистическая мечта. Где все, вне зависимости от пола, расы и формы жизни вместе работают и создают новое.

Но это так - оазис мечты в пустыне реальности.

А реальность, и это самое прикольное, говорит о том, что Матрица это не вершина Мира Машин, а лишь одно из предприятий. Которым руководят некоторые могущественные субъекты (а не единый ИИ), которые наняли на работу Аналитика.

Честно, не удивлюсь, если в новой части выяснится, что всё это время всем управляли вампиры.

На тему фильмов в моих статьях.

Гарри Поттер и торжество слабых. Рецензия на всю трилогию Гарри и неожиданный разворот сюжета с точки зрения либерального и мелкобуржуазного мира.

Вечные. Фрик-шоу. Рецензия на самый "идейно-выверенный" супергеройский фильм. Осторожно - автор крайне резок в формулировках.

Эскортницы. НЕ-счастливый конец. Рецензия на фильм о секс-индустрии мягко превращается в рассуждение о причинах именно мужской цивилизации. Спойлер - другой не будет.

Тор из Марвел. За что его так? Рецензия на последовательное унижение образов мужественности и силы. И для чего это делается.

Аватар. Путь вникуды. История о том, как гора работы и технологий рожает мышь. И намерена рожать дальше.

Достать ножи 2. Или привет из мира, который не случился. Наслаждаюсь ковидной романтикой и революционными настроениями другой эпохи.