Сейчас это трудно себе представить, но во времена СССР массовая культура формировалась не путем просмотра тиктоков и инстаграмов, а самым что ни на есть натуральным образом. По стране действовали разветвленные сети домов культуры, библиотек и так далее. Разумеется, с агитационным уклоном, ведь культура могла быть только правильной, социалистической.
Нести ее в удаленные деревни, села и даже на социалистические стройплощадки можно было только используя специализированный автотранспорт - так называемые агитмашины. Было это в шестидесятых годах прошлого века. Бюджетное решение было найдено довольно быстро - вместо запуска и разработки специализированного современного автобуса, в общем-то, не нужного на таких задачах, было решено сделать по-быстрому спецмашины на грузовом шасси ГАЗ-51А.
Так, на базе автобусно-мебельного цеха краснодарского Ремпромкомбината, был создан «Краснодарский механический завод нестандартного оборудования», который и выпустил уже к концу лета 1962 года первый автобус «Кубань-62» - на шасси грузовика ГАЗ-51А. У кузова автобуса был деревянный каркас, конструкция копировала КАГ-3 разработки Каунасского авторемзавода № 3, но в целом была весьма простой и надежной для того, чтобы киноклуб, агитаторы или мобильная библиотека с правильными брошюрами добралась до целевой аудитории, где бы она не находилась, чтобы провести культурно-просветительскую работу. То есть такие автобусы не должны были возить пассажиров по маршрутам, в привычном понимании этой фразы, но в них ездили агигаторы, ансамбли, бригады дворцов пионеров и так далее и тому подобное.
Конструкция пользовалась спросом - автобус не был ни быстроходным, ни комфортным (никакого сравнения с ПАЗ-672 или КАвЗ-685), но зато был неубиваемым и весьма проходимым на плохих грунтовых дорогах, отчего все модификации "Кубани" были очень востребованы на селе. Формы автобуса менялись с годами, шасси тоже - сначала на ГАЗ-52, потом на 53. Последней модификацией была как раз такая машина, которую вы видите на фото - ее я нашел на задворках деревни во Владимирской области.
Это "Кубань-Г1А1-02", такие выпускали с 1989 годы, причем как в Краснодаре, так и в Буденновске (где стали делать сугубо пассажирские модификации). Именно во время выпуска этой модели был выпущен 100-тысячный автобус "Кубань". Принадлежность к 02-серии выдают квадратная крыша и расположенные ближе к решетке радиатора подфарники.
У этого автобуса сохранился фирменный бело-зеленый цвет. В руинированном салоне виден руль и место приборов от ГАЗ-53, и кожух, накрывавший силовой агрегат ("Восьмерку" производства ЗМЗ).
От салона уже ничего толком не осталось, так что уточнить точную модификацию этой "Кубани" теперь непросто.
Когда-то этот автобус служил своей стране, а теперь и страны такой нет, и от автобуса тоже скоро ничего не останется.