Четвертая книга Ремарка, встретившаяся на моём пути. До этого были: "Три товарища", "Черный обелиск" и "Триумфальная арка". Писатель мне полюбился сразу. Хорош, чего тут добавить. Богатый слог, занятные, хоть и похожие сюжеты, некая кинематографичность диалогов. Шло время и я, наконец, добрался до "Жизни взаймы".
Не буду излагать сюжет, тут уж вам "яндекс" в помощь. Скажу только, что и эта книга стилистически не оказалась каким- то открытием. Послевоенное время, любовь, болезнь, Европа с ее заснеженными перевалами и палящим солнцем итальянских пляжей, душевные терзания. Ремарк взял на вооружение прём из "Евгения Онегина": сперва она влюблена, а он равнодушен, затем смена полюсов в амурной игре. Героиня (как это частенько бывает в романах этого любвеобильного немца) больна, а посему крайне спешит жить, боясь потратить лишнюю секунду на рутинные дела, коими живет окружающий социум. В произведении подкупает и то, что автор не сидит на месте. Он постоянно "двигает" сюжет, разбавляя его щепотками философских рассуждений, но очень в меру. Он будто бы тоже спешит вслед за героями, боится отстать от их гонки за счастьем в условиях цейтнота.
К слову, гонки в книге тоже есть. Самые настоящие, поскольку главный герой - автогонщик. Еще одной находкой автора стало вплетение в лирический сюжет спортивной составляющей, которая будет играть немаловажную роль в произведении. Сразу приходит на ум "Опасное лето" Хемингуэя. Опасный спорт всегда хорош для сюжета, даёт нерв и второе дно, переплетает характеры и судьбы, показывая те же самые вещи, но уже с другой стороны, в другом свете.
Удивительное умение Ремарка заключается в том, что он, несмотря на очевидное однообразие (или постоянство, как угодно) идей, не надоедает. Читается взахлёб. Книга "Жизнь взаймы" очередное подтверждение его мастерства. Возможно, читая его творения подряд, не разбавляя другими авторами и не делая промежутков, я бы сказал по- другому.