Всем Доброго Аудиофильского!
Сегодня у нас в какой-то мере веселая история. Но с интересным неожиданным результатом.
В общем дело было как. Понадобилось мне замок смазать. Упираться стал при поворотах.
А дома что-то ни одного пузырька не осталось под рукой. Полез на Яндекс.Маркет. Хотел заказать графитную смазку в пузырьке-спрее.
Но там то доставка только в пункт самовывоза продавца, то ценник шкалит.
И тут смотрю пузырек Литиевой смазки. А я и не знаю, что это? Как это металл по металлу??? Литий по железу? Хмм.
Но мне-то чего? Мне ж замок смазать. Мне главное, чтобы спрей с трубочкой. В общем заказал.
Воспользовался услугой вызвать курьера домой в удобный момент.
В день когда заказ приезжает на склад, а приезжает он на тот же адрес, где и Яндекс.Лавка находится. Приходит сообщение, что заказ готов к выдаче. После этого у нас 3 дня. Нажимаем кнопочку вызывать курьера когда нам удобно. И дальше все как с едой.
Курьер через 30 минут приезжает. И его видно по карте как и где он движется. Удобно. Более того, оказалось, что он может еще и бесплатно еды прихватить из Лавки. Причем хоть просто одну шоколадку. Она войдет в бесплатную доставку покупки из Маркета при подключенном Яндекс.Плюс.
Вообще супер!!! Я доволен.
Смазка вот такая.
фото отсюда Ссылка на данный товар на Яндекс.Маркет
Стоит она 180 рублей. А приехала при этом лошадь, аж на пол-литра.
У меня до этого пузырек был, что в кулачке спрятать можно было. Только трубочка торчала. А тут... Вообще шикардос!
В общем смазал я ей замок. У него даже плавность в движениях появилась, как на объективе Гелиос первой ревизии. Белом. Что на М39 крепеж. Для Зенит Е, к которому комлпектом шел. У него обалденная плавность вращения кольца фокусировки. Легендарная плавность.
И тут у меня замок так крутиться стал. Кайф.
По факту это на самом деле просто Литол в виде спрея. Ничего более. Но блин. Название!!! Литиевая!!! В современных реалиях все ассоциации с аккумуляторами.
Но тут важен один момент. Он в том, что на самом деле это просто Литол, я только сейчас узнал. Когда перед написанием статьи поЯндекСил.
А до этого, уже после замка сижу такой. Смотрю на название. Блин. Литиевая. А если ее в тонарм на вертушке? Это же КОНТЕНТ!!!
Ну вот так эта статья и родилась!
***
В общем я тут недавно статью жахнул. Вот с таким названием. Это ссылка на нее.
Там я подробно описал, как пишут Винил.
Сейчас в общих чертах вспомним.
При записи баса с большой амплитудой, на на Виниле происходит заглубление резца. Он опускается глубже.
Соответственно, и при воспроизведении, тонарм должен успеть поднырнуть.
И вот тут-то все и начинается. Возьмем для рассмотрения вертушки Вега 108 и Вега 109.
фото отюсда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega108s.html
фото отсюда http://rw6ase.narod.ru/00/el_p/wega109.html
По сути на борту у них одна Унитра G602.
Вот только разных ревизий. На 108й первой ревизии, а на 109й второй.
И у них основательно видоизменен тонарм. Причем тут надо сказать, что это редкий случай, когда технологию удешевили и при этом повысили качество работы.
Первый тонарм красивый до жжути. Но у него большой вертикальный момент инерции.
Поэтому он не успевает опуститься при басе. Это приводит к недогрузу картриджа в моменты звучания баса.
Что с одной стороны придает басу прозрачности и воздушности. Но с другой смазывает верх, несколько снижая на нем детальность.
А вот второй тонарм основательно разгружен, и потому момент вертикальной инерции у него значительно ниже.
Он как итог и подныривает значительно лучше. Обеспечивая при этом и значительно более детальный верх, и делая более плотный бас.
Правда есть проблема. Ее как раз и устраняли на первой ревизии. При этих колебания резонанс тонарма, в виде гибкости самой палки, приводит к насыщению баса паразитными гармониками.
Т.е. у второй ревизии, хоть тонарм и легче, а бас слегка подгуживает, хотя и делает это весьма выверенно.
Здесь такой выбор. У одной версии прозрачный бодрый бас, а у другой детальный верх, более насыщенный бас, но насыщение с некоторым подгуживанием.
И вот вопрос. А что нам даст смазка осей в тонарме?
Я тут не просто так про Веги начал. Дело в том, что 109я Вега у меня на ходу. И хранится в тепле со снятым пассиком. И в то же время, она выведена из эксплуатации.
Я решил рискнуть.
Взял Юбилейный XXX-летний Дарк Сайд на тяжелом виниле. 180 грамм Аудиофильской Радости. От 2003го года релиз.
Первым делом смазал подшипник стола. Разницу не услышал. По идее должна была снизиться детонация. Но видимо там и до этого все хорошо было.
А вот дальше пошел в ход тонарм. Давайте первым делом попробуем дать прогноз. Что должно измениться?
Тонарм должен лучше двигаться вертикально. А значит верх должен стать детальнее, а бас глубже и плотнее. Ведь тогда тонарм будет лучше подныривать в ритм баса и лучше считывать и верх и бас, обеспечивая нужный прижим картриджа.
Ну погнали. Предварительно прослушиваю контрольные места на пластинке. Чтобы по свежей памяти сравнивать. Слушаю все это на ТДС-5.
Далее. Пшик Пшик Пшик!!!
Включаем. Первым делом на Дарк Сайте начинается мощный бас, что удары сердца.
Только что там был перегруз небольшой. Потрескивало. А тут раз. А перегруз ушел.
Интересно.
Ставлю трек Us and Them. Он самый мягко и детально звучаний на этом альбоме.
А верха и правда детальнее стали. И вокал обрел приятную нежность.
Ладно. Погнали тест на бас, трек Time.
Сбивка на барабанах после неспешного Интро, что после часов - явно насыщеннее со значительно лучшей пульсацией. И тоже без потрескиваний.
Дальше бас звучит более упруго, но при этом как ни странно и более быстро и прозрачно.
А как так-то?
В общем тут как. Палка тонарма все таки резонирует. И когда ось плохо вращается, то резонирует она в диапазоне от картриджа до оси.
А тут ось смазалась, и резонанс ушел по частоте ниже, работая на всю длинну тонарма, вместе с тяжелым противовесом. Надо полагать часть каши ушла в инфра-звук.
За счет этого бас стал и быстрее, и прозрачнее.
В общем в качестве второй контрольки был Deep Purple Machine Head с композицией Pictures Of Home.
Трек этот ядерный. Бас там ультра быстрый. Поэтому на фазоинвернтоных колонках часто баса на этом треке нет. Фазик не успевает подключиться..
Но у меня то наушники и при этом Изодинамические. У них все басит как надо. Да и сетап у меня основной в ЗЯ.
При этом на треке и верха резвые, но у них проблема. Их постоянно "разбивает" электроогран, рычащий на этих же частотах.
В общем ядреный тест на весь тракт именно на скорость и импульсивность.
В данном случае верх так же стал детальнее. Орган обрел свою свободу. А бас снова стал плотнее и быстрее. И при этом снова с лучшей пульсацией и даже небольшой утяжеленностью внизу.
Т.е. как раз наш резонанс который ушел вниз. Если на слух то Герц я так думаю на 30, вместо полтийнка сполз.
В общем улучшения ощутимые, однозначно слышимые, и улучшения именно при смазке тонарма, а не подшипника стола. При смазке стола я разницу или не уловил, или списал на психо-акустику изменения собственного восприятия. Попшикал ведь.
А вот с тонармом без вариантов. Разница есть. Литий ему вставляет!!!
"Лыжная мазь" по металлу работает!!!
Вот такая история.
Спасибо, что дочитали!
фото коллаж на обложку выполнен мной из фото в статье