Найти тему
Столичный чартер

Чужой среди своих

 

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты», – гласит народная мудрость. Держаться такого принципа по жизни было бы безрассудно, однакофраза не лишена смысла. А можно ли также сказать про творца? Можем ли мы судить об авторе, как о человеке по его книгам? Можем ли мы давать оценочную характеристику, ознакомившись с творчеством личности? 

Эти вопросы невольно возникли у меня в голове, когда я слушала лекцию о Фридрихе Горенштейне. Неужели так сильно обидела жизнь этого человека, что чуть ли не во всех произведениях писателя прослеживается разочарование в людях? 

Википедия отзывается о Фридрихе Горенштейне крайне нелестно, источник заявляет нам, что писатель был мизантропом, а в творчестве автора прослеживается идея «возмездия и искупления». Можно было бы отложить на этом знакомство с автором и счесть его человеком крайне нелицеприятным, но добродушный портрет писателя как будто настаивал на том, чтобы я копнула глубже и как оказалось, вовсе не зря. 

Фридрих Горенштейн – писатель с нелегкой судьбой. Все беды начались с самого детства. Смерть родителей, война, непризнание на родине – все это наложило отпечаток на творчество автора.Наследие творца не так велико, как могло быть, многие произведения уходили в стол и им так и не суждено было выйти в свет. Но те, кто все таки читал невышедшие работы Горенштейна, считали его непризнанным гением. 

Писатель, по словам современников, был человеком сдержанным и недоверчивым по отношению к малознакомым людям, но уж однозначно мизантропом он не был. Чтобы убедится в этом самостоятельно, достаточно ознакомиться с творчеством автора. 

-2

Рассказ «Дом с башенкой» основан на реальных событиях и это даёт небольшой ключ к пониманию не только автора, но и его гениальности. Актерам часто отказывают в той или иной роли, объясняя это нехваткой нужного жизненного опыта. Люди не поверят. Так вот жизненный опыт Горенштейна и талант полностью погружает вас не только в атмосферу какой-то безысходности и уныния, но невольно заставляют пережить эмоции героя. 

«Дом с башенкой» поистине грустный, я бы даже сказала удушающий рассказ. Незамысловатый сюжет, практически полное отсутсвие описания, маленький объем произведения – все это не только не является минусами произведения, но и прекрасно дополняет и раскрывает его. Сюжет является одной из многочисленных историй с войны. Никаких чудес, ничего того, что могло бы сулить счастливый конец. Жизнь в чистом виде. Несмотря на то, что темп истории достаточно динамичный и сухой по своему повествованию, гнетущая атмосфера ощущается с первых абзацев. 

В рассказе меня не столько пугала смерть женщины и осиротевший мальчик, сколько отношение людей к произошедшему. Настолько повседневно и даже раздраженно они смотрели не только на ситуацию в целом, но и на мальчишку, который посмел потревожить их. Вам могло показаться, что люди в этом произведении имеют исключительно отрицательную окраску и не проявляют доброго отношения, но нет. Почти все герои помогли мальчику по своему, но настолько это происходило из под палки, что ты не расцениваешь это как добрый жест. И когда, казалось бы, маленький мальчик, какой с него спрос, бросает фразу: «- А если б можно было,- сказал "маленький дядя",- я б лучше оживил нашего дядю Васю, чем его маму...» . Тебя как будто передергивает от бессердечия и бестактности. 

Кто знает, что было бы с мальчиком, если бы не его призрачная и хрупкая фантазия о том, что мама жива и все это не более, чем страшный сон. И пока это помогает герою устоять на плаву и двигаться дальше, люди принимают это за легкомыслие: «Ты чего улыбаешься? - сказала кудрявая женщина.- Мать умерла, а ты улыбаешься... Стыдно...» 

В рассказе нет фразы, которая бы как-либо описывала чувство мальчика, все только наталкивает нас на догадки. Но я могу сказать точно, что сердце его ещё никогда не было так безжизненно, а голова так безмятежна. Не потому что он осознал произошедшее, а потому что жизнь изменила курс: «Вот и все». 

Не могу соврать вам и сказать, что произведение это полный мрак, отнюдь нет. Всего лишь одна реплика даёт нам понять, что автор не только прощает людей, но и оправдывает их: «В такое трагичное время,- сказал он,- трудно быть взрослым человеком... Трудно быть вообще человеком...»

-3

Яркой противоположностью выступает рассказ «С кошелочкой», являющийся не только политическим, но и отчасти позитивным. Лично у меня он вызвал неоднозначные эмоции. Темп повествования настолько суматошный, что я ловила себя на мысли, что мои глаза бегают по строчкам. И не зря, потому что большую часть истории занимает поход советского человека в поисках продовольствия.

Иронично и местами ехидно автор критикует власть: «Быстро же движется Россия, словно за ней собаки гонятся… А куда спешим? Сесть бы передохнуть, подумать, отереть пот со лба. Но попробуй скажи. Политические обозреватели засмеют.» Предметом рассуждений о главномстановится обычный рынок: «Вот где раздолье борцам за мир. Вот где бы иностранным дипломатам изучать проблемы.»

Настолько смешно и нелепо выглядят люди, борющиеся за кусок мяса в сопровождении Онегина, которого читает мясник, что вся эта животная ситуация не огорчает. Наводит на определённые мысли, но посредством некого абсурда. Люди в этом произведении безликие и по сути представляют собой толпу борющуюся за место под солнцем. Отдельными героями выделяются сомнительные торгаши, но даже они несут свет, как подмечает автор: «Значит, и в самых темных душах не совсем еще погас Божий огонек. На это только и надежда.»

Познакомиться с Фридрихом Горенштейном не сложно, познать – невозможно. 

-4