Как сказано в Бхагавад Гите, материальная природа состоит из трех гун.
Это гуна благости или саттва.
Гуна страсти или раджас.
И гуна невежества, тамас.
"Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Арджуна, обусловливают его."
Бхагавад Гита
Когда человек находится под влиянием гуны благости, он гораздо меньше подвержен материальным желаниям, скорее он привязан к материальным знаниям.
В гуне благости человек понимает, что более свободен от бремени своих грехов.
Гуна благости дает глубокие познания и счастье.
Однако, под влиянием саттвы, человек начинает чувствовать свое превосходство в знании и это обусловливает его. Он начинает гордиться.
Человек остается привязан к гунам материальной природы, даже если он в благости. И не может получить освобождение, обрекая себя проходить через страдания, рождение и смерть.
Гуна страсти, раджас, порождает бесконечные желания и алчность, делает человека корыстным.
Взаимное притяжение мужчины и женщины - это гуна страсти.
Жажда материального успеха, денег, исполнения материальных желаний - это тоже влияние гуны страсти.
И человеку приходится много работать, действовать, чтобы реализовать все свои желания.
В гуне страсти человек никогда не удовлетворяется своими достижениями, ему всегда хочется больше и больше.
Такого человека одолевает бесконечная жажда чувственных удовольствий.
В наш век критерием успеха считается степень влияния этой гуны, раджаса.
Тогда как в давние времена прогресс определяли влиянием саттвы, гуны благости.
Гуну тьмы и невежества называют тамас.
Влияние этой гуны держит не только человека, но и все живое в иллюзии.
В Бхагавад Гите говорится, что любой, попадая под влияние этой гуны, тамаса, теряет рассудок, а также способность отличать хорошее от плохого. Такой человек не развивается, напротив, он деградирует.
Находясь в невежестве, человек больше не способен понимать истинную природу вещей.
Все в этой жизни временно, а сама жизнь в материальном теле конечна.
Но, несмотря на это, человек одержимый материальными желаниями копит богатства, работая ради этого дни напролет, как безумный. И думать о вечной душе ему некогда.
Люди в гуне невежества очень ленивы. Если человек в гуне страсти жаждет успеха, материальных достижений.
То человек в гуне невежества слишком ленив, чтобы прилагать достаточно усилий для достижения успеха.
Такие люди спят больше, чем это требуется организму. Как правило, он часто в подавленном состоянии, может принимать средства, затуманивающие разум.
Находясь в гуне невежества, человек не хочет осознать природу духа, духовные знания ему попросту неинтересны.
"Человек в гуне благости находит удовлетворение в своей деятельности или интеллектуальных занятиях, как философ, ученый или преподаватель.
Человек в гуне страсти поглощен корыстной деятельностью, он старается заработать как можно больше денег. Если примешивается гуна благости, он может открывать больницы, жертвовать деньги благотворительным организациям.
А все, что делает человек, находящийся в гуне невежества, не приносит блага ни ему самому, ни кому бы то ни было еще."
Бхагавад Гита
Важно суметь подняться над всеми тремя гунами. Для этого необходим высокий уровень осознанности.
Развив в себе преобладание саттвы, гуны благости, можно преодолеть влияние материальной благости и прийти к состоянию чистой благости.
"Всякая попытка обрести счастье в материальном мире заранее обречена на неудачу"
Бхагавад Гита
В Бхагавад Гите также сказано:
"Все общество движется в неверном направлении, обрекая себя на деградацию.
Цивилизацию, которая ведет всех своих членов к деградации в животные формы жизни, нельзя назвать человеческой.
Люди современной цивилизации жестоко обмануты гунами страсти и невежества."
Речь идет о том, что время, в которое мы живем, таит в себе много опасностей. И чтобы спасти себя от величайшей катастрофы, люди во всем мире должны встать на путь духовного самопознания.