Древние римляне слыли ребятами основательными и дотошными. Они никогда не отличались буйной фантазией, что прославила греков. И переняв у последних пантеон богов с основной мифологической канвой, они отказались от сложной мотивации поступков богов, вызванной скорее человеческими чувствами – гневом, завистью, гордостью. Они сделали своих повелителей бесполыми и лишили их эмоций, применяя во время богослужения странные формулы вроде "мужчина ты или женщина, называющий себя так-то и так-то, бог, покровительствующий тому-то, а, быть может, и нет". Отныне степень доверия к божеству и его внимательность к просителю зависела только от точности исполнения обряда. Если бог не помог – в процесс вкралась ошибка. И надо повторить, стараясь предельно точно следовать уже апробированной формуле.
Доходило до того, что во время важных обрядов один приносил жертву или пел гимн, второй читал по книге вслух требуемый обряд (чтобы не ошибся первый), а третий следил за вторым – чтобы читал без ошибок. Был и четвертый участник. Этот лупил в барабан, который был призван заглушить посторонние звуки, мешавшие богу оценить рвение просящих. Нам сложно представить всю степень безумия происходящего тогда. Но у римлян это считалось нормальной практикой. Так что неудивительно, что и армейские правила, законы и уложения о наказаниях делались точно такими же людьми, что умудрялись договариваться с богами. И применялись для этого точно такие же навыки, привычки и убеждения.
Солдат оставался гражданином Рима. Или становился претендентом на столь высокое звание. А потому гражданское право продолжало на него распространяться. Просто к нему еще добавлялась и сугубо воинская ответственность. Так что шансы стать преступником возрастали. Если не с позиции гражданской, то по военной мерке можно было запросто опростоволоситься. Ну а суд первым делом решал, под какую категорию попадает конкретный проступок. Если общегражданская практика (сюда входила всякая уголовщина), то судили по общеупотребительной мерке. Но вот если оказывался задет престиж армии… Тут подсудимому приходилось туго.
Имелись специальные воинские проступки. Это трусость, праздность, неповиновение начальству. Имелся список государственных преступлений: переход на сторону врага, шпионаж в его пользу, измена. Отдельно разбирались проступки против системы армейского подчинения. Это игнорирование субординации, неуважение командиров, пренебрежение приказами, их неисполнение. Отдельным пунктом шли преступления против армейской службы. К ним относили уклонение, членовредительство, самовольную отлучку, огрехи в караульной службе. И преступления эти к числу легких не относились. Но отдельно стояло имущество. Но все одно утрата, халатное отношение к нему или продажа его карались сурово.
Армия считалась престижным общественным институтом. Так что принятие на службу тех, кто этого не достоин, тоже наказывалось. И сокрытие подобных ограничений у претендента ни к чему хорошему не приводило. Причем стояло это где-то между призывами к восстанию и нанесением ран сослуживцу. А еще нарушение правил пользования землей могли причислить к воинской провинности. Сюда и пользование входило, и приобретение в собственность с нарушением закона. Словом, рамок для легионеров придумали немало.
Наказания отличались разнообразием. Причем у каждого метода имелись вариации или аналоги. Так что у судьи был выбор. Предположим, суровой мерой считалась казнь слонами. Но если нет слонов в зоне досягаемости, можно просто осужденного сбросить со скалы.
Казнить могли и иначе. Забить палками или розгами. Обезглавить. Повесить. Распять на кресте – эту казнь вообще считали уголовной, но по ряду статей применялась она и в армии. Для совсем уж крупных преступников могли придумать что-нибудь особенное. Но придумывали редко. Этим уже сам император занимался. Кстати. Смертная казнь могла быть и коллективной. Децимация, к примеру. Струсило все подразделение в бою. Вот и давай каждого десятого казнить. Или каждого сотого – тут уж насколько провинились.
Впрочем, имелись наказания и помягче. Порка, к примеру. Причем офицеров тоже пороли. Не только рядовой состав. Могли имущество конфисковать. И с позором без всяких пенсий и льгот уволить из армии. Могли на посмешище выставить. Это когда без доспехов и пояса, в одной тунике перед всем легионом заставляли красоваться. При краже у товарищей подобное часто применяли. Могли в рабство продать (Спартак знаменитый тому пример) или понизить в должности. Перевести в другую часть. Временно пайки лишить или сократить ее.
Такое изобилие и вариативность кары давали дополнительный бонус в виде неизвестности – солдат понимал, что преступление он совершить может. А вот какая кара его может ожидать – тут непонятно. Поэтому в целом стоит констатировать, что преступления в армии случались не так уж и часто.
Интересно, что в армии античного Рима наказывали не очень строго. Как правило. А уж ко всяким крайним мерам и вовсе прибегали только в случае нужды. Все же руководство понимало, что запуганный солдат куда слабее сознательного. А потому предпочитали убеждения, беседы, примеры и прочие воспитательные мероприятия. Но и серьезные наказания при этом не упраздняли. А вдруг пригодится рано или поздно? И ведь пригождались, надо сказать.
× Поддержите нас в телеграме: @battlez
Не забывайте ставить "пальцы вверх" и подписываться на канал - так вы не пропустите выход нового материала