Мультифора ТВ в своей статье уже ранее освещала проблемы развития народных художественных промыслов и ремесел (далее - НХПиР) на территории Новосибирской области (https://zen.yandex.ru/media/id/5dd8d49b8294e33d61cce4d2/narodnye-remesla-v-sibiri-novaia-gosprogramma-tolko-dlia-chinovnikov-i-samozvancev-6177c4cf9ae0e125d5eeec98?&).
Редакция решила еще раз затронуть эту тему, тем более, что и повод для этого нашелся подходящий. Напомним, в конце лета и осенью была проведена пара выездных совещаний Минпромторга и Минкульта Правительства Новосибирской области, с участием Центра поддержки малого и среднего предпринимательства «Мой бизнес», по вопросам взаимодействия с дизайнерами и ремесленниками художественного промысла. Спасибо премьеру Мишустину, который «сверху» скомандовал заняться всем этим. А то так бы и отправляли чиновники «в пешее путешествие» вереницы рукодельников-просителей, приходящих к ним с мольбой об организации для них ярмарок, прикрываясь всякими отписками типа «в бюджете не предусмотрено на это средств» и т.д.
Вроде бы лед тронулся, но редакция для очистки совести запросила интересующую информацию в Правительстве Новосибирской области, там, аж два министерства отвечают за это направление, и вот что удалось узнать:
Региональное Правительство планирует финансировать в полном объеме аренду стендов и торгового оборудования на некоторых иногородних ярмарках. Источник финансирования - федеральный и региональный бюджеты (!). Так, на организацию коллективного стенда на выставке-ярмарке «Ладья» в Москве выделено 500 000 руб. Уже сформирована команда из ремесленников Новосибирска и области, которые способны оплатить себе перелет туда и обратно, а также проживание в столице. Правда критерии, по которым эти мастера были отобраны чиновниками и делегированы от области в столицу на ярмарку, и, к сожалению, конкретный состав участников делегации так и остался секретом полишинеля для многих.
Относительно участия в местных ярмарках, кстати, этот вопрос ремесленников больше всего интересовал, тоже шла речь. Так на организацию выставочно-ярмарочных мероприятий на территории торговых центров города в этом году было выделено - 1 198 000,0 руб. В принципе объем денежных средств не такой уж и большой, но для ремесленников и эта сумма гигантская. Изначально никто и помыслить не мог о том, что областное правительство взвалит на свои плечи организацию собственной ярмарки, поэтому мастера отправляли заявки на субсидирование своего участия в коммерческих ярмарках, в частности, в ярмарке «БазАрт», которую регулярно организовывает компания «Сибирский вернисаж» в ТРЦ «Сан-Сити» под Новый год.
Так вот к организации своей ярмарки, как оказалось, чиновники подошли креативно. Для измученных безденежьем и всякими ограничениями ремесленников, желающих попасть на заветную ярмарку чиновники организовали и провели многоэтапный марафон под названием проект "Мотив Сибири". В рамках которого, по замыслу организаторов, планировалось создать айдентику (!) Сибирских продуктов, а также сформировать общий мотив Сибири, который позволил бы преобразовать этнические основы в современную эстетику (это мы процитировали официальный сайт проекта). Для начала не плохо, но не совсем понятно (!) Попробуем разобраться со всем этим.
Как следует из официальных источников первый этап проекта "Мотив Сибири" стартовал еще весной - в Новосибирске состоялись гастроли Института развития индустрии моды «BEINOPEN», в рамках которых была проведена образовательная сессия как креативным специалистам и производителям начать работать вместе, чтобы развивать успешные бизнесы в реалиях современного рынка. Кстати, надо отметить, данное мероприятие как-то не заметно прошло в городе. Как выяснилось, у Минкульта не оказалось актуального каталога мастеров и мастерских, реально ведущих свою деятельность в регионе. Горько, но факт. В итоге о старте проекта узнали только представители городских учреждений: колледжи, фольклорные центры и пр. Ну, и немного отдельно взятых ремесленников. Чисто случайно, сработало «сарафанное радио».
Второй этап, прошедший 13, 20 ноября - Акселератор проекта «Мотив Сибири» (!) (если перевести на русский язык это так называемая ускоренная образовательная программа для мастеров) уже привлек интерес местных производителей НХПиР, прошел слух, что по результатам проекта будут предоставлять бесплатные места на ярмарке.
Третий этап проекта, проходящий с 15 ноября по 10 декабря, предусматривал разработку и производство тестового образца продукта. Как оказалось многие участники пришли на акселератор только с голой бизнес-идеей.
Финальный этап проекта - питчинг-сессия (даем расшифровку - серия быстрых презентаций) прошла 27 ноября, где финалисты представили свои hand-made работы (тоже модное, но не совсем понятное слово). Вот это мероприятие действительно привлекло внимание ремесленников. Мало, кто понял значение этих модных названий, но, мягко говоря, «забегали по потолку». Ведь на кону было участие в долгожданной ярмарке!.. и очевидно бесплатно. В итоге, вместо запланированных 40 участников в «Дом Да'Винчи», где это все проходило, набилось человек под 100. Надо отдать должное организаторам, всем пришедшим дали слово вне зависимости от того, насколько они были подготовлены, проходили ли они обучение, и вообще понимают ли они, что тут происходит. Итоги подвести в тот же день, разумеется, не удалось. Все были вымотаны до предела: и участники, и члены жюри – им всем пришлось практически без перерыва в течение шести часов слушать лекции и презентации проектов. Но очевидно то, что всех участников наконец-то «посчитали», то есть занесли в некий реестр мастеров НХПиР. И это уже кое что.
В итоге, согласно информации размещенной на официальном сайте проекта «Мотив Сибири», к участию в поощрительной ярмарке было допущено всего - 47 счастливчиков, которые получили бесплатные места на участие в новогодней выставке в выставочном павильоне ТРЦ «Сан-Сити» (правда, как потом выяснилось, в предоставленный павильон все не входят, но да это мелочи, ничего страшного ведь не произошло, подумаешь, одна часть ремесленников немного поторгует, а потом их заменят и поторгуют уже другие). При этом как оказалось в одном торговом центре параллельно будут работать две ярмарки! "Мотив Сибири" и "БазАрт" - раскрученная и известная, с рекламой во всех переходах метро.
И еще, что хотелось бы отметить, никто из организаторов мероприятия и членов жюри так и не озвучил участвующим критерии по которым отбирались победители. Например, оказалось, что отбор прошли люди, имеющие только бизнес-идею без готового товара, а те, кто на рынке уже по 5-10 лет и самостоятельно изготавливает товар с символикой Новосибирска, - пролетели…, но многие участники отметили, что все те кто проходил акселератор, как ни странно прошли.
И вот наконец-то с 10 декабря по 10 января открылась заветная НОВОГОДНЯЯ ВЫСТАВКА В ТРЦ "Сан-Сити".
Что бы узнать как обустроились ремесленники наши журналисты посетили ярмарку «Мотив Сибири» в «Сан-Сити». И если честно сказать увиденное их не очень впечатлило. Так в павильоне одного из съехавших магазинов просто разместили длинные столы, сколоченные наспех из ориентировано-стружечной плиты, даже не прикрытых скатертями в едином стиле. Такие же стеллажи размещены вдоль голых стен, на одной нарисована какая-то непонятная картина. Демонтированный потолок, с которого свисают редкие квадратные лампы дневного света. На входе в павильон нет вывески, чтобы хоть как то обозначить тематику выставки - народные художественные промыслы. Полное отсутствие какой-либо Новогодней символики в павильоне и на входе в канун новогодних праздников, не создает праздничное настроение и выглядит как то удручающе. Невольно обращает на себя внимание то, что в то время, как в соседних магазинах толпы народу, в павильоне «Мотив Сибири» посетителей практически нет. И это в выходной день, в 18:00 часов вечера.
К слову в ТРЦ «Ауре» и «Меге» стоят роскошные, стилизованные теремки с гирляндами и вывесками, а из динамиков звучит реклама ярмарки. В соцсетях, мелькают баннеры с приглашениями приобрести подарки. А здесь, к сожалению, как видите ничего этого нет.
Мы пообщались с несколькими невеселыми мастерами о том, как им «тут сидится и торгуется». Одна из участниц, видимо, самая оптимистичная, сказала: «Нет, ну, бывают продажи! Пару раз за день». Одна надежда – на то, что следующему потоку ремесленников, а их для участия в ярмарке, как мы говорили, разделили на группы, все-таки сложно уместить - 47 человек в одном помещении сразу, повезет больше. Они же будут торговать ближе к Новому году.
Правда одна из участниц предновогодней недели по телефону нам сказала: «Я бы вообще в этом сарае стоять не стала, да боюсь, что тогда со мной не станут больше сотрудничать. Придется идти, хоть и очень не хочется. И место плохое, и оформлено все ужасно. Даже рекламы нигде нет».
И действительно, смотришь на всю убогость этого заветного места, куда стремились ремесленники и задаешься вопросом, а на что же все-таки были потрачены, выделенные бюджетные средства на акселератор? питчинг-сессию? Интересно, для кого это все делается для ремесленников или самих чиновников. Вообще, зачем нужно было проводить все эти многоэтапные эпатажные мероприятия с «модными», но непонятными для людей названиям. Ведь люди в условиях всяких ограничений просто пытаются выжить, не прося ничего у государства, сами загружая себя работой, платя в казну налоги. И им сейчас нужна реальная помощь и содействие местных властей, а не эти показушные презентации. Ведь что нужно было сделать чиновникам всего-то: известить надлежащим образом всех ремесленников, зарегистрированных в качестве самозанятых, собрать их в одно место, учесть, сорганизовать, в какую-нибудь саморегулируемую организацию или ассоциацию, чтобы проще было работать. Организовать прием заявок на участие в тех или иных тематических ярмарках, желательно чтобы их проводилось побольше в регионе и бесплатно (так как товар производимый ремесленниками штучный, эксклюзивный и чрезвычайно трудозатратный). И пускай покупатель сам рублем решает, чья продукция является «креативной», а уже в ходе работы ярмарок можно проводить всякие конкурсы и отбирать наиболее интересные работы и изделия с присуждением различных премий, поощрений и т.д.
Может быть тогда ремесленники, поверив властям, действительно начнут вносить свой вклад в общее культурное пространство, создадут айдентику Сибирских продуктов, а также сформируют общий мотив Сибири, который в свою очередь преобразует этнические основы в современную эстетику.
Что вы думаете по этому поводу, наши читатели? А еще нам хотелось бы узнать, что по этому поводу думают сами чиновники.
Обращение к читателям: Если вы стали очевидцем ЧП или чего-то необычного, а также, если Вам есть чем поделиться с жителями города и региона на злободневные темы обращайтесь в редакцию:
адрес: э/почты: multiforatv@gmail.com
И не забудьте подписаться на нас в соцсетях
https://www.facebook.com/www.multifora.tv
https://www.facebook.com/multifora.tv/
https://www.instagram.com/multifora.tv/
https://vk.com/id565974918
https://ok.ru/profile/563919470576