Найти тему
Бравые климатехники

Промывка фреонового контура холодильных систем. Возврат к старой школе.

Столкнувшись с вопросом промывки фреонового контура, приходится иметь в виду отсутствие методической базы, инструкций, конкретики в любом аспекте проблемы. Отсутствие четких инструкций приводит появлению множества технологий, зависящих от изобретательности и благосостояния мастеров и организаций, предлагающих свои услуги. Просматривая, архивы популярных форумов профильной тематики, можно увидеть, как авторитетные участники эволюционируют в своих убеждениях: однозначно рекомендуя к промывке фреон R141в в 2004 – 2006 годах, отказываясь от его применения к 2012 в пользу промывки фреоном, на котором работает обслуживаемая установка. Техническое оснащение также будет меняться от автора к автору, начиная от самодельных емкостей, через которые средство для промывки подается под давлением в систему, заканчивая установками регенерации фреона, специальными насосами. Нет единого мнения в вопросах средств, технологии, оборудования, что порождает возможность для появления спекуляций и недоразумений.

Однако раз вопрос о промывке встал, то придется остановиться на определенном решении. И для того, чтобы сделать осознанный выбор, начать следует с самого начала.

Для начала следует определиться что привело к необходимости промывки системы, в нашей практике было несколько основных причин:

  • Совет со стороны. Кто-то авторитетный сказал, что систему мыть надо, тогда работа установки наладится.
  • «Сгорел» компрессор. Существует четкий посыл: если компрессор сгорел, систему надо мыть.
  • Размороженная установка. В процессе работы, испаритель был разморожен, и вода попала в фреоновый контур.
  • Использование старых фреоновых магистралей при замене оборудования.

В первом случае перед тем, как пригласить специалистов по промывке, необходимо провести диагностику системы, вполне возможно, что проблема кроется не в загрязненности контура. Касаться восстановления «утопленниц» в данной статье не будем, т.к. промывка контура здесь не является основной проблемой. По четвертому пункту сказать можно следующее: если позволяют средства, лучше использовать оборудование, предназначенное для установки на старые трассы, и следовать прилагаемым к нему инструкциям. Особенно это верно в случае разветвленных VRF-систем. При замене сплит-систем, не важно чиллер это или бытовой кондиционер, промывка трассы проблем не составляет: газовая и жидкостная трубы кольцуются, а дальше следует промывка по любой распространенной технологии.

Чаще же всего вопрос промывки фреонового контура встает при замене «сгоревшего» компрессора. Сначала необходимо снять кавычки со слова «сгоревший»: зачастую под ним подразумевают не только сгоревший компрессор, когда под воздействием тех или иных факторов происходит распад лакового покрытия обмоток статора, приводящий к короткому или межвитковому замыканию, но и заклинивший компрессор, компрессор, у которого замыкание произошло в случае обрыва фазы и прочего. Причины выхода компрессора из строя влияют на кислотность масла и количество загрязнений в контуре. Например, в данный момент в ремонте находится мультизональная система, у которой по всем признакам вышел из строя подшипник ведущего компрессора (система не может запуститься – встает по превышению тока). Компрессор спиральный, к ремонту не пригоден, требуется замена, однако в данном случае рекомендовать промывку фреонового контура смысла не имеет: обмотки компрессора целые, анализ масла наличия кислот не выявил. В таком случае имеет смысл в установке фильтра-осушителя на всасывании, чтобы защитить компрессоры от возможных механических загрязнений в контуре.

В том случае, если компрессор действительно сгорел, анализ масла выявил наличие кислоты, то необходимо применить средства для того, чтобы избавиться от продуктов разложения лака и масла и нормализовать кислотность масла. В своей практике, столкнувшись с множеством проблем при промывке – в распространенном смысле этого слова – пришли к технологии, описанной в приведенной ниже выдержке из журнала «Холодильная техника» №6 за 1970 год.

-2

Добавить к изложенному практически нечего, кроме того, что термин фильтр-осушитель следует заменить на антикислотный фильтр. Начинка, картриджи, этих фильтров имеют разный состав: у антикислотного фильтра высокое содержание активированного алюминия, который поглощает кислоты. По данному методу была проведена замена и очистка нескольких систем в том числе прецизионные кондиционеры, чиллеры производительностью до 100 кВт, VRF-системы. Пожалуй, единственным недостатком указанного подхода является необходимость продолжительного мониторинга состояния системы (что, впрочем, мало касается систем небольшой производительности – до 40 – 50 кВт, т.к. на эти системы есть возможность устанавливать фильтры значительной емкости).

В заключение, хочется сказать, что часто можно услышать мнение: «Я не разбираюсь в технике, это не моя специальность. Какой смысл для меня – пользователя – в этих данных? Вы - специалисты и должны решить проблему. Вам за это платят». Это общепринятое мнение, и оно имеет право на существование, однако не стоит забывать, что в любом сегменте сферы обслуживания – не важно идет ли речь о медицине, ремонте электроники или автомобилей – конечное решение всегда остается за пользователем. Только после вашего согласия мастер будет менять детали в ноутбуке, только после подписания согласия может состояться, рекомендованная врачом операция. Поэтому, если у вас нет в данной сфере проверенного мастера, на которого вы можете всецело положиться, хотя бы поверхностное ознакомление с сутью вопроса может помочь избежать лишней траты денег и повторных ремонтов.