Не так давно российский IT- бизнес потрясла новость о смене руководства холдинга "ВКонтакте", ранее известного как холдинг Mail.Ru Group.
На смену Борису Добродееву, который управлял этим холдингом от имени владельца Алишера Усманова, пришел Владимир Кириенко, сын Первого зам. руководителя Администрации Президента Сергея Кириенко.
Сын одного крупного государственного чиновника сменил сына другого государственного чиновника.
Борис Добродеев, сын Олега Добродеева - гендиректора ВГТРК, этот пост занимал 7 лет.
Его уход связывают с решением акционеров VK. Без работы он, конечно, не останется, вернется в USM - холдинг Алишера Усманова.
Что известно о Владимире Кириенко, кроме того, что он сын своего отца.
Ему 38 лет, единственный сын С. Кириенко, получил образование в кузнице либеральных кадров - в НИУ ВШЭ и "Сколково".
Молодой человек очень много и плодотворно трудился, чтобы занять столь высокий пост.
С 2005 года В. Кириенко входил в совет директоров банка "Гарантия" (банк Сергея Кириенко), затем стал главой "Саробизнесбанка", параллельно он возглавлял совет директоров нижегородской компании "Волга", а с 2011 года еще и совет директоров общества "Капитал".
В 2013 году, после продажи доли в "Саробизнесбанке", В. Кириенко учредил венчурный фонд Titanium Limited, зарегистрированный на Виргинских островах, с начальным капиталом в 47,8 млн. $.
Этот фонд инвестировал в израильские и американские стартапы.
Ничего противозаконного, остаются лишь вопросы этического характера, так как именно Сергей Кириенко возглавлял работу над законом об иностранных агентах.
В 2016 году, после назначения Кириенко старшего замглавы Администрации Президента, его сын был назначен старшим вице-президентом Ростелекома по управлению и развитию бизнеса.
И вот теперь очередное повышение.
Что означает такая перестановка, к чему приведет приход государственных денег в холдинг ВК.
На смену денег Усманова пришли деньги "Согаза", дочерней структуры Газпрома.
И теперь компания "ВКонтакте" фактически стала государственной.
Западная пресса бурно отреагировала на этот факт в плане того, что российское правительство усиливает свой контроль над соц. сетями.
Число пользователей сети ВК на сегодня сопоставимо с числом тех, кто смотрит ютуб, поэтому идет сопоставимая конкуренция между чисто российскими сетями и американскими.
Но на самом деле, Россия еще долго не сможет тягаться с американскими гигантами типа Alphabet, в которую входят и Google, и ютуб.
Но этот процесс нам интересен тем, что мы видим уже реальное сращивание государства и крупных корпораций в России, и их монополизацию.
То же самое происходит и в США, и мы тут просто являемся отражением мирового процесса.
То, что ВК теперь является государственной структурой, это еще и означает, что этот игрок (ВК) не достанется другим хищникам, другим экосистемам, например Сберу.
Стоит задать себе вопрос, почему этот актив не достался Сберу, Грефу?
Подозреваю, что Сбер, фактически превратившись в международный финансовый капитал, вызывает определенное раздражение и опасение в Администрации Президента. Поэтому его и не допустили до ВК.
Слишком много ресурсов в последнее время оказалось в руках Сбера, и эти ресурсы вышли из-под контроля государства и Администрации Президента.
Власть Сбера растет и перестает быть чисто финансовой, банковской.
В последнее время мы видим, что Сбер начинает все активнее вмешиваться в политическую сферу.
А его влияние на все сферы жизни населения становится безграничным.
Думаю, что Администрация это прекрасно осознает, и решила перестраховаться.
Получается, что Администрация Президента начинает выстраивать структуры, которые благодаря такому ресурсу, смогу контролировать и влиять на многомиллионную аудиторию.