Когда-то давно на берегу реки, возле родника, поселилась семья.
Уж больно им место понравилось - родник студёный, вода из него в речку бежит, трава кругом густая, да высокая, по пояс. В реке рыбы видимо-невидимо, а берёзки, да дубы узорными тенями ветвей украшают разнотравье. Запах от луговых цветов - густой и такой приятный, он кружит голову и волнует. Жужжат шмели и заливаются высоко в небе жаворонки.
Сердце замерло у женщины и она сказала мужу: "Хочу, чтобы здесь наши дети жили!"
Так могла появиться деревня Матушканы на берегу реки Немды. Может быть её так назвали в честь матушки, которую все любили и уважали, которая родила много детей и они расселялись по окрестным деревням. Братья оставались в деревне, при матушке с отцом, а сёстры выходили замуж и уезжали жить в другие деревни. Деревня росла понемногу, строились крепкие дома и стала со временем называться по имени-отчеству: Каменево-Матушканы.
Каменево -это её официальное название. Многие годы на старых картах она значилась именно так.
Ниже по течению реки есть небольшие скалы, скорее каменные возвышения - может быть название деревни связано с ними. А места вокруг деревни привольные - поля, луга, небольшие рощицы березок и дубков, а возле речек заросли ивы, ежевики и хмеля, дальше и сосновые леса есть. Разнотравье и простор!
А люди называли её всегда-Матушканы.
Выбрали это место люди и поселились тут. Жители этой деревни были родственники друг другу, почти у всех была одна фамилия. В каждой семье было по 10 - 11 человек, не считая детей и стариков. Соседи обращались друг к другу по имени-отчеству, уважительно. Дома строили большие, высокие, с летней половиной, с большим количеством хозяйственных построек, устроенных по периметру двора под одной крышей. Бани ставили ближе к реке, отдельно от домов.
Эх, банька! Бани топились по-черному. Протопится баня, выйдет дым, стены внутри черные. В бане жарко, а запах стоит - Бог ты мой! Как же пахнет в такой баньке! Запах в бане по-черному особенный, он связан с чем-то очень близким, очень родным, что невозможно вспомнить, но каждый его сразу узнает. Он успокаивает, гладит, его невозможно ни с чем сравнить, какой-то первородный запах. Это запах родства, родины.
У всех были самодельные лодки. Река кормила рыбой. По весне вдоль деревни, под угором, то тут, то там мужики смолили свои лодки. Они лежали на опорах, подняты кверху килем, а их мазали черной, густой смолой. И запах горячего дёгтя приятно щекотал ноздри, смешиваясь с запахом мокрого песка и свежей травы.
Мужчины были хозяйственные, все владели плотницким искусством в совершенстве, все держали пчёл и умело с ними обращались. А ещё каждый споро обращался с лошадью. У мужчин много было дел и умений. И сети плели, и морды делали для ловли рыбы, и валенки подшивали, и лапти плели, и корзины изготавливали.
В архивных записях начала 19 века значится , что на каждое хозяйство приходилось в среднем 17 гектаров земли, это в пересчёте на современные меры площади. Сейчас даже представить себе это трудно. В хозяйстве обязательно была лошадь, корова, а то и две, телка или бычок, 2-3 свиньи, 10-12 овец, много гусей и кур, своя пасека. Люди сеяли лен, ячмень, рожь и пшеницу.
Была мельница на реке, на ней перемалывали собранное зерно. Из льна и конопли делали масло и ткали портянину - полотно домотканое. Из него шили одежду. Мужчины умели обрабатывать шкуры овец, поэтому зимой, на морозы у всех были тулупы из овчины, с высокими воротниками и меховые рукавицы.
Гуси были поставщиками пуха для перин и подушек, поэтому их держали в каждом хозяйстве помногу. Даже пастух был специально для гусей. Ведь в каждом дворе их было больше нескольких десятков голов. И летом их выгоняли со дворов на волю. Каждое семейство гусей держалось вместе. Но хозяева все равно метили своих птиц -краской пятнышко ставили - мало ли что на уме у птиц. Ходят- ходят гуси, пасутся на лугу и вдруг как загогочут, полетят с пригорка вниз и остальные за ними с криком поднимаются, и весь пригорок белым становится от распахнутых гусиных крыльев. Потом успокоятся, и опять ходят щиплют мирно траву и гогочут тихонько.
На конце деревни жил горшеня- была печь устроена на улице в виде большой землянки, где он запекал изготовленную посуду. Он же её и разрисовывал. Испорченная посуда шла в игрушки деревенским детишкам -они любили крутится возле дома мастера. А готовые горшки, кринки, чашки -пользовались большим спросом у жителей многих окрестных деревень.
Люди, жившие в той местности в царское время были вольными, они были государственными крестьянами и свободно жили на земле, которая считалась у них в аренде. Трудились много и умели веселиться.
Сейчас трудно представить, что эта прекрасная, не заселенная сегодня людьми земля, с зарастающими дубами бывшими ободворицами, ещё недавно кормила, одевала, взращивала сотни людей, которые так много умели делать своими руками, что нам сегодня даже невозможно представить себе.
Ещё недавно, 1-2 поколения назад, там кипела жизнь, пахали землю, у реки отбеливали льняное полотно, смолили лодки, в праздники водили хороводы, пели многоголосьем старинные песни, и они далеко слышались по реке, ходили на вечорки, влюблялись, целовались, торговали, строили дома.
Наши предки умели жить.
Была такая деревня -Матушканы. И мне не верится, что её больше нет. Разве могли исчезнуть все эти люди, эта богатая, яркая и насыщенная жизнь. Кажется, надо просто приехать туда - и там всё по-прежнему - мычат вечером коровы, пахнет свежим хлебом, бегают по пыльной дороге босые загорелые дети с выгоревшими волосами, а у реки так остро пахнет мокрым речным песком ...