-Понимаете, я переживаю за неё! Она всё время борется за справедливость, и поэтому у неё совсем нет друзей.
- Ему же уже 15, а он продолжает учиться, как заведённый. И музыку слушает только классическую. Над ним в классе уже издеваться начали.
- И она так переживала, из-за того что мальчики плохо выучили текст и спектакль не получается. Хотела вообще в нём не участвовать- еле уговорила.
Все эти реплики принадлежат родителям детей, обладающих определёнными чертами характера. Они с детства с удовольствием стараются соответствовать всем «классическим» воспитательным ожиданиям: хорошо учиться, слушаться старших, стараться всё делать хорошо, а лучше отлично.
При этом они чаще не тихони, а скорее претендуют на #лидерство, вернее на командирство. Попадая в среду сверстников, они искренне стараются и их обратить в «правильное» поведение. Построить и направить в «светлое будущее».
Эта фраза принадлежит нашему советскому прошлому. И надо сказать, тогда такой тип личности был очень востребован в обществе. Такие дети становились председателями совета отряда и командирами звёздочек. В классе их, может, и не всегда любили, но уважали и признавали их авторитет, поскольку они несли с собой ценности, востребованные на уровне государства.
Что же происходит сейчас?
Всё не так радужно. Таким детям часто довольно сложно вписаться в коллектив и подружиться со сверстниками. Им не хватает гибкости и умения принять точку зрения другого человека. К тому же они очень консервативны в своих убеждениях. Поэтому если их не волнуют феи Винкс (в начальной школе) и обсуждение модной одежды (в старшей школе), то они принципиально не будут поддерживать такие разговоры в лучшем случае, а в худшем ещё и дадут довольно жёсткую оценку и заявят, что лучше бы обсуждали как сделать так, чтобы класс победил в конкурсе лучших чтецов или как собрать денег на спасение китов в Арктике.
Естественно такие категоричные заявления встречают не менее категоричный отпор и ребёнок остаётся в гордом одиночестве. Обиженный, злой, разочарованный. И в одиночестве ему плохо, так как он искренне хочет донести до окружающих что-то полезное и важное. И у таких детей действительно очень интересные идеи, только вот без помощи взрослых здесь не обойтись.
Как же можно помочь, этим безусловно одаренным и неординарным детям, раскрыть свой потенциал?
Вариант 1. Не случайно такие дети обычно старшие в семье. Их командирско- организаторские способности намного легче реализовать в общении с более младшими детьми. На детских площадках, на даче они собирают вокруг себя малышню и организуют их не хуже профессиональных аниматоров. Так же они с удовольствием помогают в воспитании младших братьев и сестёр. Правда, чем меньше разница в возрасте, тем неохотнее младшие принимают такой стиль взаимодействия от старших, поэтому с чужими малышами получается лучше.
Вариант 2. В классе их можно назначить главными в небольшой группе, выполняющей какое-нибудь задание. Сделать стен газету, поставить спектакль, украсить класс, подготовить поделку. Желательно начинать именно с малых групп. Тогда у педагога или родителей (если группа собралась дома) есть возможность отследить те моменты, когда ребёнок начинает командовать и подавлять членов группы и потихоньку объяснять и прививать ему навыки эффективной коммуникации.
Например:
- дать всем высказать свои идеи.
- избегать категоричных оценок чужого мнения типа: «Это всё ерунда и чушь!»
- не делать всё самой, а распределить кто и что делает.
- обязательно хвалить или просто замечать что-то хорошее в том, что делают и/или говорят «коллеги» по группе.
- критиковать, используя Я-послания. «Мне кажется…, Я думаю…,»
Конечно – всё это довольно сложно. Но детям (да и взрослым) такого типа эти навыки очень важны. Ведь чаще всего мы говорим детям: «Надо уметь общаться», но не расшифровываем – что это значит. Детям с врождённой приспособляемостью и коммуникативностью – это действительно не надо расшифровывать. А детям, разбираемого типа без объяснений и конкретных навыков общения не справиться.
Вариант 3. В начальной школе такому ребёнку более менее комфортно, т. к. ведущей деятельностью этого возраста является учебная деятельность. Он(она) с его стремлением хорошо учиться вполне вписывается в общие ценности класса. Но вот чем старше становиться ребёнок – тем больше поводов более внимательно отнестись к его окружению.
Ведь если ценностный уровень его и одноклассников совсем не совпадает – будет очень тяжело. В подростковом возрасте очень важно, чтобы были сверстники близкие по духу. Семья уже не может в полной мере обеспечить то общение, которое необходимо ребёнку этого возраста для дальнейшего развития. Поэтому возможно стоит задуматься о смене школы. Переводить туда, где собираются дети, которым интересно то же, что и ему. Или это могут быть какие-либо секции, студии где собираются люди, разделяющие интересы ребёнка.
Сейчас довольно много летних (каникульных) лагерей, где предлагаются различные тематические занятия. Это и Робинзонады с выживанием, это и научно исследовательские поездки на Белое море, это и авиамоделирование, робототехника и т.д. Часто, после таких поездок подростки продолжают общаться и после лагеря.
Если мы им немного поможем, то есть шанс вырастить взрослых, которые действительно будут менять мир к лучшему. Ведь это именно они создают волонтёрские организации, борются против загрязнения планеты, организуют марши мира и фестивали. Главное поддерживать их «правильные» ценности и оберегать от разочарований в самих себе из-за невозможности адекватно общаться с людьми.
Светлана Смирнова, #детский психолог