В ночь с 17 на 18 декабря на «Северной верфи», что в Санкт-Петербурге, произошел пожар на недостроенном корвете проекта 20385 «Проворный». Площадь возгорания составила 800 метров, что занимает почти всю полезную площадь российского корабля, который в конце следующего 2022 года должен был войти в состав Тихоокеанского флота РФ.
Это огромная потеря для ВМФ РФ, о чем мы подробнее еще расскажем далее.
На данный момент неизвестно, подлежит ли корвет восстановлению вообще, и если да, то сколько времени это может занять. Напомним, что небольшой корабль полным водоизмещением всего лишь скромные 2430 тонн строится с 2013 года. Необходимость его ремонта в самом лучшем случае отбросит ввод «Проворного» в состав КТОФ снова на несколько лет.
И это большая проблема для нашего Минобороны.
Дело в том, что корветы проекта 20380/20385 критически нужны для обеспечения противолодочной борьбы.
Морская составляющая «ядерной триады» представлена всего несколькими стратегическими АПЛ, потеря каждого из которых просто невосполнима. В случае агрессии США или блока НАТО, в целом, сухопутная и воздушная компоненты нашей «ядерной триады» будет серьезно прорежена превентивным ударом. Основная надежда на ответно-встречный ядерный удар возлагается на РПКСН, но российские «стратеги» сами являются объектами охоты со стороны мощнейших развитых противолодочных сил Североатлантического альянса: специализированные субмарины-охотники на АПЛ, подстерегающие «Бореи» на выходе с базы, противолодочная авиация, многочисленные поисково-ударные противолодочные группы, построенные вокруг авианосцев и вертолетоносцев ВМС США.
ВМФ РФ требуются специализированные противолодочные корветы для охраны РПКСН в прибрежной и ближней морской зоне на выходе из базы стратегических АПЛ, а также прикрытие района боевого развертывания собственным авианосным ударным ордером. Которого у нас, к слову, нет. Нечто подобное можно будет сформировать в конце десятилетия в единственном экземпляре, если переживет модернизацию последний наш ТАВРК «Адмирал Кузнецов» и будут введены в строй оба УДК проекта 23900. Про авианесущий крейсер мы еще поговорим, но пока что скажем, что потеря противолодочного корвета проекта 23850 – большая трагедия и ослабление нашего Тихоокеанского флота, куда он и должен был поступить в конце 2022 года.
Зададимся вопросом, а не слишком ли часто горят в мирное время российские военные корабли?
Давайте повспоминаем самые резонансные случаи.
«Адмирал Кузнецов»
В октябре 2018 года во время планового ремонта едва не затонул вместе с плавучим доком последний российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Корабль чудом удалось спасти, но были человеческие жертвы, а плавдок ПД-50 все-таки утонул и по сей день лежит на дне. Его потеря резко сдвинула вправо сроки ремонта немногочисленных отечественных кораблей 1-го ранга.
Увы, на этом беды ТАВРК на завершились. 12 декабря следующего 2019 года на «Адмирале Кузнецове» во время сварочных работ произошел сильнейший пожар, площадь возгорания превысила 500 квадратных метров. Вновь были человеческие жертвы, сроки восстановления и возвращения авианосца в строй опять сдвинулись вправо. Стоимость ремонта, по разным данным, варьируется от 500 миллионов до 95 миллиардов рублей.
«Георгий Курбатов»
Тральщик проекта 12700 был заложен в 2015 году на Средне-Невском судостроительном заводе. В 2016 году на нем начался пожар, общая площадь возгорания составила 600 квадратных метров. Из-за повреждения этот ценнейший корабль был сдан ВМФ РФ не в 2017, а только в 2020 году. Тральщики необходимы для противоминной борьбы.
Что делать, если противник заминирует выходы из портов? Без тральщика никак.
«Маршал Шапошников»
БПК проекта 1155 встал на модернизацию до уровня «фрегат» в 2016 году. После этого по схожему проекту 1155М должны были постепенно «прокачаться» остальные 7 больших противолодочных кораблей. С учетом острого дефицита кораблей 1-го ранга, это вынужденное и правильное решение.
В 2018 году на «Маршале Шапошникове» произошел сильный пожар в машинном отделении. Под давлением прорвало масляный трубопровод. Погибли двое матросов-контрактников. Сроки сдачи новоиспеченного «фрегата» флоту сдвинулись вправо.
А вот теперь сгорел нужный Тихоокеанскому флоту противолодочный корвет «Проворный».
Что это, диверсия или халатность?
Конечно, проще всего объяснить дело диверсией. Логика в этом, несомненно, есть: на ремонте корабли находятся в самом уязвимом положении, поскольку на них отключены системы пожаротушения и отсутствует обученная команда с ответственными за безопасность офицерами. Достаточно внедрить своего «работника» в качестве дефицитного сварщика, например, и устроить ЧП с последующим возгоранием, которое либо выведет ценный корабль из строя вообще, либо надолго.
- Сколько поднимали бы со дна «Адмирала Кузнецова» и потом его восстанавливали, если бы он утонул с плавдоком?
- Сколько будут восстанавливать теперь корвет «Проворный»?
Но можно объяснить если не все, то многое, банальной халатностью. Ракеты иногда падают, если датчик поставить вверх ногами, горят и корабли, если ремонтники не имеют должной квалификации, нарушается техника безопасности, а всем этим руководят «эффективные менеджеры». Впрочем, некомпетентность ответственных лиц и исполнителей сама по себе не исключает возможность вражеской диверсии, а только ее упрощает.
Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал. Будет интересно.