Мысль завести собаку возникла неожиданно. В пятницу, 7 августа 2009 года мы с мужем ехали из Кызыла в Абакан, чтобы забрать детей у бабушки. Дорога словно серая лента разворачивалась перед машиной. По обеим сторонам дороги были живописные виды, в окнах мелькали огромные кедры, сосны, лиственницы, иногда разбавленные берёзами, величественные горные хребты, мелкие, бурные, клокочущие горные речки и ручьи. Тайга была яркой и пока ещё зелёной, но уже то там, то тут проскакивали жёлтые пятна. В начале августа в Сибири начинает прокрадываться осень. Впереди были выходные, встреча с родными, и возникало физическое ощущение удаления от служебных проблем. Маленькая свобода, недолгая, но настоящая.
Разговор крутился вокруг сослуживцев, ближайших планов и вдруг я предложила:
- А давай заведём собаку!
Это предложение было настолько неожиданным, что Женя повернулся и уставился на меня, не подшучиваю ли я над ним? Разговоров о собаке у нас никогда не было. Жили в чужом, не слишком дружелюбном городе уже год, много работали, двое детей, съёмная квартира... Какая может быть собака? Но я продолжала:
- У меня скоро день рождения. Давай посмотрим на рынке щенков. Если там будет моя собака - то купим. Нет, и не надо, закроем эту тему.
Просьбы о подарках я высказывала нечасто, поэтому Женя уточнил, прежде чем отказать в осуществлении этой явно бредовой идеи:
- Какую собаку ты хочешь?
- Маленькую, конечно. И дети одни не будут дома оставаться, живая душа рядом.
Это, конечно, был аргумент: прошлогодний переезд нам тяжело дался, но Аня адаптировалась труднее всех. Десятилетнюю девочку с неярко выраженными интровертными чертами характера вырвали из привычной обстановки и увезли в соседнюю республику, где повсеместно слышна была незнакомая тувинская речь и сверстницы, носящие имена Чодураа или Орлана, называли её имя странным. Из дружного абаканского класса, где она была звездой, Аня попала в класс, где общаться с ней никто не спешил и в друзья не набивался. Она замкнулась в себе. Ваня, в отличие от сестры, в свои пять лет, уже научился самостоятельно знакомиться с ровесниками, был общительным и легче пережил переезд, но и ему не помешала бы живая душа рядом.
Я повторила:
- Если не найдём сейчас свою собаку, значит, не судьба и я этот вопрос больше не поднимаю.
Предложение было настольно маловероятным, что Женя опрометчиво согласился.
Дни, свободные от службы пролетают быстро, и вот 9 августа мы собираемся в обратную дорогу, едем на рынок, детей оставляем с бабушкой в машине и идём за покупками. За пределами рынка обнаружился стихийный птичий рынок и я внимательно осмотрела щенков. Понравились две девочки, представленные как той-терьеры, внешне и по размеру больше походившие на хомяков, чем на собак. Черная стоила подороже, больше соответствовала породе, коричневая лизнула мне руку, когда я гладила её через клетку. Выбрать свою собаку никак не получалось, обе были так милы, что хотелось обеих и забрать. Я так всегда поступала, когда не могла выбрать платье, но в этот раз способ не срабатывал. Женя юркнул в ближайший рыболовный магазин на полтора часа, а я зависла перед клетками со щенками. Какая-то из этих собак - моя, а я все никак не могла её выбрать, то решала, что возьму чёрную, то коричневую. Остальные предложения я решительно отвергла, но между этими двумя щенками никак не могла определиться. Жара плавила асфальт, голова отказывалась работать, дети сидели с бабушкой в душной машине, Женя отказался помочь сделать выбор. Я, сидя на корточках перед клетками, гладила щенков и понимала, что на ощупь они одинаково приятны. Внешне обе собачки были такие милые и чудесные, что я не решалась предпочесть какую-либо из них. Женя в магазине перебирал крючки и лески, довольный что ему никто не мешает. Дети и бабушка жарились в машине. Я не могла определиться, а уже пора было выезжать в Кызыл. И тут я попросила дать понюхать щенков.
Продавец уточнила:
- Что сделать?
- Дайте их понюхать.
- Первый раз такое слышу!
В руки щенков до покупки не давали, но я, сидящая возле клеток битых полтора часа, и не сумевшая выбрать щенка, должно быть порядком всем надоела. Продавец вынула из клетки чёрную собачку и протянула ко мне, в нос ударил резкий запах псины. Чёрная собачка сразу разонравилась.
- Фуу. Нет, эта мне не подходит. Дайте вторую понюхать.
Вторая сладко пахла молоком, ребенком. Её запах показался знакомым и родным.
- Вот это моя собака!! Я решительно сгребла щенка, рассчиталась и, вытолкав мужа из рыболовного магазина, поволокла его в зоомагазин, восторженно рассказывая по дороге, что свою собаку я узнала по запаху. Женя, насладившийся выбором крючков и прохладой кондиционера, но не разделявший моих восторгов, все же не стал возражать против покупки.
Ещё полчаса мы потратили в зоомагазине, выбирая щенку приданое, и поторопились к машине. Сейчас бабушка и дети будут ругаться, так надолго оставлять их в машине мы не планировали. Бабушка первая увидела у меня на ладони щенка.
- Это что, крыса? - спросила она раздражённо.
- Нет, собака. - с виноватой покорностью ответила я.
- Кому-то в Кызыл купили? - грозность в бабушкином голосе набирала обороты.
- Нет, это наша собака! - не дрогнула я.
- Несите её обратно! - требование бабушки прозвучало громко и безаппеляционно, но потонуло в восторженном детском визге! Ни Аня, ни Ваня не знали об уговоре и тут вдруг в маминых руках - наша собака!! Восторг выходил из детей визгом и подпрыгиваниями, машина стала раскачиваться, а бабушка обиженно поджала губы и засобиралась домой. Не слушают её, сами потом будут мучится с собакой.
По дороге в Кызыл мы выбирали имя новому члену семьи.
- Как корабль назовёшь - так он и поплывёт. Давайте назовём её Радость, а сокращённо Рада. Пусть она всегда нас радует. - сказала я и все согласились. Счастливые и довольные новоиспечённые владельцы первой собаки, мы думали, что нам счастье привалило и ещё не знали, что нас ждёт впереди.