Найти в Дзене
Cinemacountry

«В ожидании Годо». История одной из самых необычных театральных постановок

«С моей пьесой не могло случиться ничего прекраснее». В начале 1953 года в парижском театре «Бабилон» была впервые поставлена пьеса франко-ирландского драматурга Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Весьма иронично называть сей дебют «удачным», учитывая, что добрая половина зрителей сбежала задолго до занавеса, но, считается, что именно в тот день родился театр абсурда. Хотя зарисовка Беккета вовсе и не была первой работой в этом жанре, просто стала его сердцем. Современный зритель абсурдом искушён, но и ему, ознакомившись с текстом пьесы, несложно понять то, что чувствовала неподготовленная публика того времени. Всего два акта, пять персонажей, аскетичные декорации, скудный реквизит и тягучее, отчаянное ожидание с песчинкой неясной надежды в осадке. Какие-то непонятные двое в отрепьях, бранясь, как старые супруги, ждут зачем-то неведомого третьего. Вместо него на сцене появляется другой экстравагантный дуэт, вводя зрителя в ещё большее недоумение. Вся надежда на Годо — может его явление

«С моей пьесой не могло случиться ничего прекраснее».

Сэмюэль Беккет (1906 — 1989)
Сэмюэль Беккет (1906 — 1989)

В начале 1953 года в парижском театре «Бабилон» была впервые поставлена пьеса франко-ирландского драматурга Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо». Весьма иронично называть сей дебют «удачным», учитывая, что добрая половина зрителей сбежала задолго до занавеса, но, считается, что именно в тот день родился театр абсурда. Хотя зарисовка Беккета вовсе и не была первой работой в этом жанре, просто стала его сердцем.

Современный зритель абсурдом искушён, но и ему, ознакомившись с текстом пьесы, несложно понять то, что чувствовала неподготовленная публика того времени.

Владимир и Эстрагон. Постановка 1978 года
Владимир и Эстрагон. Постановка 1978 года

Всего два акта, пять персонажей, аскетичные декорации, скудный реквизит и тягучее, отчаянное ожидание с песчинкой неясной надежды в осадке. Какие-то непонятные двое в отрепьях, бранясь, как старые супруги, ждут зачем-то неведомого третьего. Вместо него на сцене появляется другой экстравагантный дуэт, вводя зрителя в ещё большее недоумение. Вся надежда на Годо — может его явление разрешит нарастающую прострацию, разорвётся откровением?

Но Годо так и не приходит.

-3

Со временем зарисовка Беккета таки умостится в сознании внимающей публики, войдёт в избранную классику XX века, обрастёт десятками интерпретаций и облетит с триумфом лучшие сцены мира, заручившись поддержкой ведущих актёров и театральных режиссёров. Среди эталонных постановок спектакль Роже Блена, режиссура Оттомара Крейчи, полуподпольное представление Алексея Левинского, но ачивку «это лучшее, что могло случиться с моей пьесой» заслужил перфоманс Яна Йонссона.

Йонссон и Беккет
Йонссон и Беккет

В середине 80-х швед озадачился собственной постановкой нашумевшей пьесы. А к работе режиссёр привлёк заключённых тюрьмы Кумла. Кто ещё, как не разочарованные, замурованные в стенах люди с невнятным будущим, может по-настоящему понять, что значит ЖДАТЬ? Так для вчерашних преступников вдруг открылся мир интеллектуального, абстрактного искусства.

Путь к сцене был непростым. Репетиции длились бесконечно долго и сопровождались постоянной бюрократической волокитой, но результат определённо стоил усилий. Фурор дебюта закрепило успешное турне — такая экзотика: билеты на спектакли разлетались, как горячие пирожки. Труппа в полосатой робе уверенно двигалась к вершине своей актёрской карьеры. Катарсис, приведший в восторг Беккета, случился на последнем спектакле: артисты просто не вышли на сцену, переняв тем самым мистическую роль Годо и заставив зрителей ждать то, что никогда не случится. Так был совершён один из самых художественных побегов из тюрьмы.

Йонсс
Йонсс

А Ян Йонссон написал по мотивам этого забавного уголовного эпизода моноспектакль и объехал с ним половину мира, всюду разрывая сцену аншлагом.

-6

Такая вот история.

Более близко с ней можно познакомиться, посмотрев фильм Эммануэля Курколя «Триумф», который душевно, изящно, с присущим французам изысканным юмором рассказывает эту восхитительную байку в лицах, действиях и эмоциях. Режиссёр выбрал дружелюбный, бесхитростный стиль повествования — абсолютно уместное и оправданное решение. На сцене ставят спектакль абсурда силами малограмотных арестантов, руководимых актёром-неудачником — сделай Курколь на этой завязке концептуальное кино — не избежать ‘mauvais ton’.

-7

Проект, имеет некоторые художественные вольности, но они ни в коей мере не умаляют ни авантюризма, ни иронии случившегося.

Фильм выходит в прокат 23 декабря. Отличный вариант, чтобы приятно и интересно провести вечер.

Спасибо за внимание!

Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино!