Найти в Дзене
Андрей Ортега

Почему молящегося клонит в сон?

Оглавление

Когда в 2008 году я только начал посещать местную евангельскую церковь, меня переполнял энтузиазм по поводу знакомства с новыми людьми и шквал новой информации о Боге, которой мне не хватало всю жизнь. Я всем нутром желал навести порядок в своем мышлении, найти надежную опору в незыблемых духовных истинах и очистить наконец свою совесть.

По этой причине я крепко ухватился за церковь, которая давала мне такую возможность, и участвовал во всех ее мероприятиях, так что родные порой говорили мне, что я «дома не живу».

Одним из таких мероприятий была утренняя молитва. Суть простая: каждое утро по будням до работы сотрудник церкви приходит, открывает помещение и впускает всех желающих поговорить с Богом и почитать Библию в церковной обстановке. На это дело отводится примерно час — церковный стандарт утренней молитвы.

Источник: https://media.asim.org/live-archive/molitva-obraz-zhizni/
Источник: https://media.asim.org/live-archive/molitva-obraz-zhizni/

Когда по утрам я начал вставать непривычно рано и собираться на автобус (до моей церкви мне нужно ехать), брат ехидно подшучивал, что я собираюсь на «намаз». (Намаз — это исламская практика воздавать хвалу Богу пять раз в день в строго определенное время.)

Но вот я прихожу в церковь, занимаю место, начинаю что-то говорить Богу, как-то благодарить Его, что-то бормотать из своего христианского словарного запаса. Проходит минут пять, и я внезапно понимаю, что мои мысли уже улетели прочь. Я снова принимаюсь говорить к Богу, и всё это повторяется. Я открываю Библию, принимаюсь читать ее, и вроде бы интересно, понятно. Однако по окончании этого дела я смотрю на часы и понимаю, что не прошло и двадцати минут. А церковный стандарт — один час.

Что же я делаю не так? Почему отстаю от остальных?

Эти вопросы не давали мне покоя, пока я не осознал несколько важных вещей.

Откуда исходит мотивация?

Сравните эти две картинки. Что вы видите?

https://razvitie-krohi.ru/prikorm/rebenok-ne-hochet-est-prikorm.html
https://razvitie-krohi.ru/prikorm/rebenok-ne-hochet-est-prikorm.html
https://sobakada.ru/koti/pitanie-koshek/iz-blyudtsa-7338/
https://sobakada.ru/koti/pitanie-koshek/iz-blyudtsa-7338/

Лично я вижу энтузиазм в глазах котенка и боль в глазах ребенка.

Почему? Потому что ребенок усажен на стул, ограничен в передвижении и вынужден мириться с ложкой, которая едет к нему в рот, хочет он этого или нет. А котенок подошел к миске добровольно, будучи движим любопытством и аппетитом растущего организма.

И дело не в том, что это котенок. Помню, как мы пытались скормить кошке таблетку, растолченную в воде. Крепко хватали ее, фиксировали голову и несли ложку ко рту. Как она брыкалась! А потом, когда ее отпустили, она спокойно подошла к ложке, понюхала и сама всё слизала.

Дело в источнике мотивации: изнутри или снаружи.

Что происходит, когда церковь приучает людей молиться? Она регламентирует какие-то молитвенные стандарты и предписания, добровольные или не очень, но всё же исходящие снаружи, а не изнутри человека. Человек, пытаясь соответствовать стандартам, заставляет себя молиться, пыхтит и тужится. Но тело ощущает бессмысленность этого занятия и дает задний ход.

Возникает противоречие: вроде хочу молиться, а не выходит.

Но верующие уже нашли этой проблеме другое объяснение и решение.

«Это всё бесы!»

Примерно так звучит первое объяснение, которое нередко приходит в голову верующему человеку. Если бесы где-то есть, то надо объяснять ими абсолютно всё происходящее.

Мне так не говорили, но я читал рассуждения третьих лиц на эту тему.

Если вдруг вам говорили и вы поверили, открою вам тайну: апелляция к бесам — это излюбленная уловка манипуляторов, которые навязывают вам свою волю. Они хотят, чтобы вы поддавались их принуждению, а любое ваше несогласие или возражение объясняют тем, что вам бесы нашептали. Выставляют вас бесноватым богопротивником, хотя вы всего лишь возразили смертному. Предполагается, что вы испугаетесь бесов и подчинитесь тому, кто вас ими пугает.

Если же подумать хорошенько, то порой можно усмотреть в возражениях здравое зерно, а бесовский фактор оказывается избыточной сущностью.

«Если не молиться, Бог накажет»

Вот еще один аргумент, которым верующий человек может принуждать себя или других к безуспешным попыткам молитвы. В Писаниях Бог вроде бы не заставлял людей молиться в приказном порядке. Тем не менее, это довольно убедительный аргумент: его подтверждает жизненный опыт!

Христианин может заметить в своей жизни интересную закономерность: день, начавшийся с утренней молитвы, протекает плодотворно и размеренно, в то время как день, начавшийся с поспешного завтрака и бегства на работу, не клеится с самого начала.

Вот видите, молящегося Бог благословляет, а немолящегося наказывает!

Звучит правдоподобно, но тут следует учесть два важных нюанса.

Первое — молящийся поднимается раньше и имеет достаточно времени, чтобы отойти после сна и привести свои мысли в порядок. Естественно, его день проходит лучше.

Второе — немолящемуся стыдно из-за того, что он не нашел времени для Бога. Стыдно, что он не соответствует стандарту. Этот груз вины может вызывать нервозность и негативно сказываться на качестве его работы в течение дня.

Исходя из этих двух нюансов, я вижу два возможных решения:

1) либо молиться, как предписано,

2) либо устранить проблемы немолящегося:
• наладить свой режим дня, чтобы вдоволь высыпаться и иметь возможность посидеть в тишине после пробуждения;
• перестать сравнивать себя с церковными стандартами молитвы, которые вызывают гнетущее чувство вины и портят ваш день.

«Надо совершать молитвенный подвиг»

Святые подвижники и великие миссионеры дали нам пример своей усердной молитвой вопреки всем обстоятельствам. Мы должны быть такими же! Да, это тяжкий путь, но его надо смиренно пройти!

Такое рассуждение порой попадается мне на глаза.

Источник: https://putevimapravoslavlja.info/koje-je-najbolje-mesto-i-vreme-za-molitvu-i-koja-se-molitva-preporucuje/
Источник: https://putevimapravoslavlja.info/koje-je-najbolje-mesto-i-vreme-za-molitvu-i-koja-se-molitva-preporucuje/

А теперь вдумайтесь в эту фразу «молитвенный подвиг».

Подвиг — звучит похвально. Но если вдуматься, какой в молитве подвиг?

Есть доблестные воины, которые защищают страну и народ от вторжения вражеских сил. Есть чиновники и благотворители, которые открывают приюты, школы и больницы. Есть учителя и врачи, которые там работают над повышением уровня жизни людей. Есть работодатели, которые открывают бизнес и обеспечивают рабочие места для населения. Есть проповедники, знакомящие людей с Богом, порой рискуя жизнью. Есть просто волонтеры, которые что-то делают по мелочи. Вот у них — да, подвиг есть, большой или маленький.

А что делает молящийся?

Молящийся разговаривает с Богом. Молящийся может просить Бога о помощи, о вмешательстве в ход тех или иных событий.

Кто же в этом случае совершает подвиг? Конечно, Бог!

А молитва — это просто бла-бла-бла. В ней нет никакого достижения. Это такой же подвиг, как прийти в больницу и показаться врачу, чтобы он сделал всё остальное.

Почему же молитву считают подвигом? Я вижу одну простую причину: великую благодатную привилегию общения с Богом люди превратили в акт ежедневного самоистязания. Они сделали молитву мучительной и противной рутиной. Поэтому ежедневное переживание этих мучений иногда называют подвигом.

Если где-то и стоит искать бесовское влияние, то именно здесь. Что в религии может быть более мерзкого, чем отпугивать людей от Бога, превращая благодать в мучение?

Во Христе Иисусе я этого не вижу, а вижу кое-что поинтереснее.

Как предлагает молиться Иисус?

В проповедях Иисуса Христа можно заметить несколько важных и полезных моментов.

1. Продолжительность молитвы

Каким образом человек может построить молитву длительностью в один час или около того? Он наполняет ее тысячами слов, какие только приходят ему в голову. Или читает общие молитвенные слова из книги, которые уже миллиард раз читались разными людьми и которые Богу хорошо известны.

По этому поводу Иисус поясняет:

7 А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
8 не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
(Евангелие от Матфея, глава 6)

Он даже приводит пример такой молитвы, в которой нет ничего лишнего. Я предлагаю вам взять секундомер или часы и замерить, сколько времени у вас уйдет на неспешное и вдумчивое прочтение этих слов:

9 Молитесь же так: «Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
10 да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
11 хлеб наш насущный дай нам на сей день;
12 и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
13 и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
(там же)

У меня выходит около 40-45 секунд, если не торопиться.

Как вам такой «подвиг»?

Примерно столько длится простая молитва, лишенная тонны избыточных разглагольствований. Человек благодарит и славит Бога, ищет Его воли, открывает перед Ним свои желания и нужды. И всё.

2. Качество молитвы

Даже в вопросе молитвы есть место для лицемерия.

Иисус упоминает этот момент:

5 И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
6 Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
(Евангелие от Матфея, глава 6)

Мы пытаемся соблюсти молитвенные стандарты, чтобы угодить людям, которые их придумали. Чтобы показаться достойными в глазах смертных. Нашей молитвой движет не стремление к Богу, а старание для людей. В этом мы отчасти подобны вышеупомянутым лицемерам, которые молятся публично, чтобы люди их уважали.

Качественная молитва подразумевает уединение. Когда никто на тебя не смотрит и не ведет учет твоей духовности. Когда ты не отвлекаешься и сосредоточен на Боге.

3. Непрестанная молитва — как это?

У апостола Павла есть методическое руководство, которое, согласно верованиям некоторых людей, позволяет достичь невероятных духовных высот в единении с Богом и вознестись в благодати до любого неба. Вот как выглядит полный текст этого руководства:

Непрестанно молитесь.
(Первое послание к Фессалоникийцам 5:17)

Что это означает на практике? Человек стремится быть в контакте с Богом круглосуточно и каждую секунду пребывать в «молитвенном состоянии» независимо от того, копает он огород, ведет деловую переписку, ест макароны с сыром или травит анекдоты про тещу. А раз он непрестанно пребывает в этом состоянии, ему нет нужды выделять для Бога время.

Что делает Иисус? У него полно работы: тысячи людей следуют за ним, ища исцеления и наставления. Они теснят его, так что для проповеди он иной раз восходит на гору (Матфей 5:1) или в лодку (Марк 3:9).

А когда ему нужно побыть наедине с Отцом, что он делает?

15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих.
16 Но Он уходил в пустынные места и молился.
(Евангелие от Луки, глава 5)

Уходит и молится. Иисус искал качественного времяпровождения с Богом, а не довольствовался полумолитвой, перебиваемой шумом толпы и повседневными делами.

Но есть у Иисуса и призыв, аналогичный словам Павла:

1 Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать,
2 говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился.
3 В том же городе была одна вдова, и она, приходя к нему, говорила: защити меня от соперника моего.
4 Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь,
5 но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне.
6 И сказал Господь: слышите, что говорит судья неправедный?
7 Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?
8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?
(Евангелие от Луки, глава 18)

У учеников Иисуса — израильтян, оказавшихся в римской оккупации, — была масса поводов для уныния, но Иисус предложил им не унывать, а молиться. Всегда молиться.

А как это — всегда? Ответ можно увидеть в притче:

«как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне»
(Лука 18:5)

Вдова приходила к неправедному судье раз за разом, день за днем, снова и снова. Так же и молящийся, приходя к Богу, открывает свои нужды и уходит, а спустя время возвращается для новой молитвы. Вот это и есть «всегда молиться». Речь идет не о непрерывности, а о регулярности, периодичности молитвы.

Похожую периодичность вы можете увидеть в молитве Иисуса в Гефсимании, которую мы рассмотрим ниже.

4. Смысл молитвы

Тайная вечеря уже состоялась.
Впереди Иисуса ждал арест, суд и казнь на Голгофе.

36 Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там.
37 И, взяв с Собою Петра и обоих сыновей Зеведеевых, начал скорбеть и тосковать.
38 Тогда говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною.
39 И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты.
(Евангелие Матфея, глава 26)

Иисус знал, что на грядущие события есть воля Отца, но у него чисто по-человечески был большой соблазн бросить всё и сбежать от этой незавидной участи. Он пришел в Гефсиманию, чтобы открыть свои тревоги перед Отцом.

Источник: https://myfaith.ru/verovaniya/iisus-hristos/iisus_gefsimanskij_sad/
Источник: https://myfaith.ru/verovaniya/iisus-hristos/iisus_gefsimanskij_sad/

Однако в учениках не нашлось столь же пылкого молитвенного рвения:

40 И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною?
41 бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
42 Еще, отойдя в другой раз, молился, говоря: Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя.
43 И, придя, находит их опять спящими, ибо у них глаза отяжелели.
44 И, оставив их, отошел опять и помолился в третий раз, сказав то же слово.
45 Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: вы всё еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников;
46 встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня.
(там же)

Иисус три раза самоотверженно молится, в то время как ученики три раза засыпают. Как вы думаете, почему?

Я вижу принципиальную разницу между Иисусом и его учениками. Иисус пришел в Гефсиманию, имея острую нужду в поддержке Отца, чтобы устоять перед последним искушением и исполнить Его волю. А ученики пришли за компанию, просто потому что их попросили. Им особо не о чем было молиться, так как они не ждали беды (Лука 18:31-34). Когда же беда застала их врасплох, все ученики разбежались и оставили Учителя (Матфей 26:56).

Из этой разницы можно извлечь важный урок. Если вам реально есть что сказать Богу, то вы не остановитесь, пока не скажете Ему всё от первого до последнего слова. А если сказать нечего, то вы попытаетесь слепить молитву из кучки пустых слов и постепенно уйдете в свои размышления.

Заключение

Если вы хотите бодрствовать в молитве, то я предлагаю вам по примеру Иисуса Христа сосредоточиться не на продолжительности молитвы, а на ее содержании.

Вот вы пришли к Богу помолиться. А зачем? Исполнить «религиозные обязанности»? В плане молитвы у вас их нет, а есть возможность говорить к Богу то, что у вас на сердце.

Если вам нечего сказать Богу, то я вам подскажу несколько мыслей.

Есть ли вам за что благодарить Бога?

Руки и ноги, зрение и слух, здоровое пищеварение, денежка в кармане, любящая родня, трудоустройство, мир в стране — ко всем этим вещам мы легко привыкаем, считая их чем-то естественным.

Жизненные успехи, карьерный рост, любовь дорогого тебе человека, ответы Бога на ваши прежние молитвы, возможности для самореализации — как легко это всё забыть и обесценить.

Но и воздать Богу славу за это всё не составляет особого труда.

Есть ли у вас нужды, которые вы можете доверить Богу или разделить с Ним?

Я программист. Осваивая новую для меня технологию, я перепробовал вагон и маленькую тележку разных способов, которые не помогли мне решить мою задачу. Всё плохо, ничего не работает, время идет, я не справляюсь. Метод утенка не помогает.

Вроде бы работа — это то, что должен делать я, а не кто-то другой. Но вот я прихожу к Богу, доверяю свои нужды в Его руки, отпускаю их — и в течение минуты мне в голову приходит еще один вариант, который тут же дает результат.

Это всего лишь один случай, который был у меня в конце прошлого года. Но за жизнь таких случаев накопилось предостаточно. Да, Бог действует по-разному, по ситуации. Но я многократно доверял Ему свои заботы и не помню, чтобы хоть раз пожалел об этом.

Есть ли в вашей жизни грех, который вы еще не победили?

Если какой-то порок или вредная привычка залежались в вашей жизни и вы при всём желании не знаете, как их искоренить, то вы можете поделиться этими заботами с Богом. Доверившись Ему, вы сможете принять от Него недостающие силы и мудрость, обрести возможности для перемен и воспользоваться ими.

Горите ли вы желанием жить для Бога?

Есть ли в вашей жизни люди, которым вы содействуете или за которых вы боретесь? Это те люди, которых вы знаете лично и в чьих делах вы принимаете активное участие — с их согласия, разумеется. Они вам рады и нуждаются в вашем содействии. Вы стараетесь для них, а все непосильные для вас затруднения в этом деле открываете Богу.

Если у вас нет таких людей, то это хороший повод понаблюдать, в чём нуждаются люди вокруг вас, и поучаствовать в их нуждах. Если не умеете — научиться, пройти курсы, получить образование, наработать необходимый опыт. И вперед!

Содержание молитвы отражает полноту христианской жизни и служения человека. Нет жизни — нет и молитвы. Начинаешь служить и действовать — знаешь, о ком и о чём молиться.

И уже не спишь.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d67a2c53d008800acb2ef96/bodrstvuite-chtoby-jit-v-boge-i-slujit-emu-604e12040a7d51654acf62ab
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d67a2c53d008800acb2ef96/bodrstvuite-chtoby-jit-v-boge-i-slujit-emu-604e12040a7d51654acf62ab