Найти тему

Нужны ли СРО в строительстве.

На пошедшем съезде СРПП, большинство выступающих говорили о достижениях Российской экономики и бизнеса. Диссонансом прозвучало тревожное выступление одного из «новичков» этого представительного собрания Богданова М. , обратившегося к Президенту с просьбой не подписывать новый Закон о СРО в Строительстве. От волнения или отсутствия ораторских навыков, выступающий очень путано обосновал свой вопрос. Но к удивлению, Президент остановил на нём своё внимание, вопреки большинству присутствующих и Руководителя Союза Шохина, который вообще практически заблокировал вопрос, отметив его как несущественный. Однако я, имея многолетний опыт работы в Строительстве, начавшийся еще в Советский период, отлично понимаю справедливость тревоги выступившего на Съезде строителя. Меня искренне обрадовало, как цепко Президент «ухватил» эту, давно существующую, проблему. История возникновения в строительной отрасли организации СРО ( саморегулирующееся организация) неразрывно связана с общей Гайдаро-Чубайсовской идеологией о недопустимости государственного участия управления экономикой ( « Государство плохой менеджер»), и заменой его рыночными отношениями. Допустив участие в строительстве частника вместо государства, наделив строительную продукцию всеми качествами продаваемого товара , либералы превратили в продаваемый товар и разрешительные документы на право заниматься строительной деятельностью, отняв его у Государства. Ранее существовавшая государственная система лицензирования строительной деятельности была излишне бюрократичной. Но вместе с этим, она была логично выстроена и защищала строительную отрасль от случайных, непрофессиональных и недобросовестных участников. Получить государственную строительную лицензию на право строительства объектов государственного значения было довольно серьёзным делом. Для этого предприятие должно было предоставить документальные подтверждения о наличии на собственном балансе полного перечня производственных ресурсов, лицензированного в установленном порядке технического персонала и рабочих, имеющих государственные права на управление. В составе предприятия должны быть и средства на обслуживание техники, лаборатории контроля качества, службы технического контроля за состоянием охраны труда и объектов работ повышенной опасности. Важнейший документ , который должен быть у предприятия - заверенный заказчиками, перечень объектов, построенных предприятием за последние 5 лет. В системе СРО большинство из этих требований исключено. Сегодня создать строительную компанию любой правовой формы не представляет особого труда. Большую часть строительных ресурсов можно получить на правах аренды, рабочих - по договорам и трудовым соглашениям , лабораторный и другие виды контроля так же на договорных началах. Сама строительная компания может состоять из нескольких «шустрых» менеджеров, имеющих связи с заказчиками разных уровней. Получить разрешительные документы в организации СРО - простая коммерческая денежная сделка, так как этих контор на рынке - сотни . плати деньги. В результате строительная фирма с уставным капиталом 10-50 тыс. рб, , имея в своём составе десяток штатных сотрудников ,заключает в законном порядке строительные контракты на сотни миллионов рублей. Такие строительные фирмы , а их большинство, меняют всю картину в строительной отрасли. Зачастую - это фирмы кратковременной деятельности. Низкий уровень квалификации персонала, его малочисленность, включая и административный персонал, позволяет снижать размер оплаты труда в себестоимости работ, следовательно, и всю себестоимость строительства. Следствием этого является низкое качество работ, а чаще всего, строительство на низком техническом уровне. Исключение при производстве работ многих технологических операций , пренебрежение требованиями техники безопасности, снижение до минимума контроля за технологией, с целью сокращение стоимости - здесь обычное явление, которое проявляется, впоследствии, как скрытые дефекты. И всё это - при «демпинговом» участии их на подрядных торгах, кода они побеждают добросовестные, сформированные на достаточно высоком техническом уровне строительные фирмы. При существующем порядке деятельности СРО эту «раковую опухоль» не излечить. СРО не отвечает за результат строительной деятельности входящих в неё организаций, да и ответить не может. Огромное количество фирм, получивших допуск в СРО, исчезают так, что возместить ущерб заказчикам невозможно. Суммы, получаемые СРО от строительных фирм - простое изъятие средств у предприятий на содержание не участвующей в строительном производстве прослойки чиновников. Можно мириться с формой СРО, где участники с обеих сторон ( подрядчик-заказчик) - частный капитал. Там, где заказчик - Государство, где действуют многомиллиардные государственные инвестиции и «длинные деньги» - существующая система СРО – «Нонсенс» И прав Богданов, обращаясь к Президенту. Но, а позиция Шохина понятна. Ведь он оттуда. Из 90-х, сподвижник молодых реформаторов.