Найти в Дзене

Кто вы, деятели АСДИИСК?

В Москве с 27 по 29 ноября прошел трехдневный форум «Инклюзивный театр в России. Практика и перспективы». На него приехали очень разные люди. Среди них были актеры, режиссеры и менеджеры государственных и независимых театров, сотрудники НКО и благотворительных фондов, педагоги, хореографы, социальные работники, родители инвалидов с детства. Некоторые из участников совмещают в себе несколько этих ипостасей. Многих привела в инклюзивный театр «личная история». Однако немало и таких, у кого до прихода в эту сферу деятельности ни в семье, ни в близком окружении инвалидов не было. Вот –несколько наиболее ярких портретов.

Для начала – типичная история.

Максим Гордеев
Максим Гордеев

«В нашей семье родился особый ребенок, который в итоге перевернул всю нашу жизнь, – признался хореограф Максим Гордеев.– Всё началось с того, что малыш сам стал проситься на мои занятия с обычными детьми и проявлять свои возможности. Потом к нам потянулись другие родители, у которых были дети с различными диагнозами. Так в Кемерово появился Инклюзивный центр «Карнавал». Сначала мы занимались танцами, потом появились педагоги по актерскому мастерству, вокалу, музыке. Мы начали делать концертные номера и целые программы, подбирая ребятам те виды деятельности, где они могут показать себя с лучшей стороны. Поскольку педагоги не знали, как работать с такими детьми, мы проводили для них курсы повышения квалификации. Проводили фестивали инклюзивного творчества, в том числе – и при поддержке Фонда президентских грантов. Сейчас мы переехали в Санкт-Петербург и набрали новую группу, однако коллектив в Кемерово тоже продолжает деятельность. Огромную помощь в работе нам оказывают родители и друзья семей. Оба коллектива работают на коммерческой основе. Государство инициативу не поддержало ни в Кемерово, ни в Питере».

А вот в Ижевске всё пошло совсем по другому сценарию. Родители детей с инвалидностью сначала нашли поддержку в лице местного театра кукол и его актера Константина Мехрякова, который в итоге стал художественным руководителем Ижевского детского инклюзивного театра кукол «Надежда». Через несколько подняться на новую ступень развития энтузиастам помогла республиканская организация ВОИ…

Анна Серебрякова
Анна Серебрякова

Обо всем этом собравшимся рассказала Анна Серебрякова. Она пришла в театр «Надежда» вместе со старшей дочерью в 2012 году, в момент его создания. А с 2017 года Анна перешла на работу в театр кукол помощником главного режиссера, стала разрабатывать для «Надежды» проекты, совместно сообществом инвалидов подавать заявки на гранты и выигрывать их…

Совершенно случайно попала в инклюзию улыбчивая, живая и очень обаятельная Дарья Хуртина – режиссер и театральный педагог Казанского театра юного зрителя.

Дарья Хуртина
Дарья Хуртина

Когда в 2017 году Дарья пришла на работу в театр, ее попросили подключиться к уже запущенному проекту Инклюзивной лаборатории в качестве театрального педагога. Вместе с ней в ТЮЗ пришли подростки из студии, созданной ею на базе одной из школ. «Руководитель нашего театра была заинтересована в том, чтобы мы развивались в плане расширения зрительской аудитории, и инклюзия стала одним из направлений этой работы, – вспоминает Хуртина. – Первоначально проект был рассчитан на несколько месяцев. Но когда мы летом выпустили эскиз спектакля, то поняли, что расстаться уже не можем». Сегодня, по словам Дарьи, студия пользуется в городе такой большой популярностью, что приходится ограничивать прием желающих. Сейчас в ней занимается 25 детей от 8 до 18 лет, половина – дети с инвалидностью. Один из спектаклей студии, «Синяя птица», принят в репертуар ТЮЗа.

Неожиданно для себя попал в инклюзию и земляк Дарьи Юрий Блинов, студент 3 курса журналистики Исламского института, режиссер-педагог студии творческого и ментального развития «Ихлас».

Юрий Блинов
Юрий Блинов

Студия открыта на базе Дома помощи людям с ментальными отклонениями «Пирамидка» В ноябре 2020 года, в ней занимаются дети с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями. За 8 месяцев они поставили спектакль «Искренность», который был признан лучшим инклюзивным спектаклем на Всероссийском театральном фестивале «Поколение Next». «У нас получилось сделать спектакль про ребят силами ребят, главным языком которого стала пластика их тел», – так сформулировал Юрий суть своего опыта.

А опытного руководителя нескольких детских коллективов из Моздока, члена Союза театральных деятелей Северной Осетии Елену Давыдову пришлось долго уговаривать. Прийти в инклюзию ее упросила мама инвалида с синдромом Дауна.

Елена Давыдова
Елена Давыдова

Елена согласилась только после того, как побывала во Владикавказе на спектакле Самарского театра «Волшебная флейта», в котором играют люди с разными формами инвалидности. «А так как незадолго до того мною был создан детский театр «Солнечный город», новый коллектив стал называться «Солнечный город для солнечных детей», – пояснила она. – Первые две репетиции я понимала, что это – не обычные дети. А потом осознала: главное для них – любовь. Либо они тебя принимают как равного, либо – не принимают, дуются и уходят. Постепенно я поняла: они необычайно гибкие, восприимчивые, очень разные, но все же – особенные».

Вскоре взаимная любовь принесла плоды. «Мы поставили спектакль «Принцесса-попрыгунья». Поскольку дети с синдромом Дауна плохо говорят, сотрудники ДК записали аудиотрек, а дети синхронно сыграли под эту запись! 29 мая они выступили с ним на открытой сцене во Владикавказе, на празднике, куда съехалось более 1000 детей-инвалидов и их родителей со всей республики! Это было непередаваемо – ребята ни разу не разошлись с фонограммой!»

Наконец, о самой, пожалуй, драматичной ситуации рассказала председатель Клуба хореографов Забайкальского края Диана Шульц.

Диана Шульц
Диана Шульц

Здесь проводником инклюзивного искусства стали профессиональные хореографы. В 2019 году Клуб привез в Читу из Иркутска театр Владимира Лопаева «PROдвижение» со знаменитым спектаклем «Иноходец», в котором играет девушка со сложной формой ДЦП Вера Кращук. Для Читы это был первый опыт инклюзии. По словам Дианы, самая большая сложность в их работе – переубедить родителей, которые отказываются пускать ребенка-инвалида на сцену, «чтобы не позориться». Еще одна из больших проблем – собрать зрителя, причем не только на инклюзивные, но и на любые другие спектакли. В «краю каторги и ссылки» с любовью к искусству туго… Тем не менее, за 3 года сложился костяк ребят, а летом 2021 года на средства президентского гранта удалось провести инклюзивную Летнюю танцевальную школу с приглашенными педагогами. Уже 3 года инклюзивные номера принимают участие в крупном краевом фестивале «Молодые таланты Забайкалья». И это – уже победа!

В других публикациях серии я рассказала:

об истории создания АСДИИСК;

о проблемах, которые решают инклюзивные театры России.

О том, что еще увидели участники форума, читайте в следующем материале.

Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на канал!