Найти тему

КОСМОГЕНЕЗ и основные принципы мироздания

В данной статье я рассмотрю тему космогенеза и выведу основные, на мой взгляд, принципы мироздания. В начале статьи я приведу описание космогенеза в представлении китайских философов, поскольку мне нравятся их взгляды, и они перекликаются с моими, а затем опишу свою версию данного процесса на базе китайской философии.

Термин «космогенез» (лат. cosmogenesis) происходит от двух слов «космос» (греч. κόσμος – «упорядоченность», «порядок») и «генез» (греч. γένεσις – «происхождение, возникновение»), то есть буквально космогенез – это процесс возникновения порядка.

КОСМОГЕНЕЗ В КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ – циклическое развертывание вселенского бытия, происходившее в строго определенном порядке:

1. У-ЦЗИ (отсутствие предела (разделения)) – изначальное единство. Данная стадия космогенеза характеризуется отсутствием бытия и предшествует возникновению Вселенной. Графически изображается в виде пустого белого круга.

Безграничную пустоту, существовавшую до сотворения мира, из которой образовалась Вселенная, древнекитайские философы называли У-цзи, или предельное “ничто”. Сказано, что до творения нет ничего, но в тоже время что-то, безусловно, есть. Неизвестно ни что это такое, ни откуда это «что-то» берется, но оно определенно есть. Это «что-то» не может быть объяснено рационально; его существование только предполагается, как существование какого-то объекта, смутно вырисовывающегося в густом тумане. Древнекитайские философы описывали это как «наличие отсутствия» или «невещественную вещь». Можно сказать, что оно имеет форму, но бесформенно, имеет плотность и неосязаемо. Это беспорядочная неопределенность. Вы стоите перед ним, но у него нет переда. Вы идете сзади него, но у него нет задней стороны. Это явление невещности – источник движения и неподвижности. Считается, что все во Вселенной, включая Инь и Ян, развивается постоянно из этого непостижимого источника. Когда что-то возникает из У-цзи, исходное «ничто» состояние прекращает свое существование. В этой точке начинается состояние Тай-цзи.

2. ТАЙ-ЦЗИ (великий предел (разделение) – начальная стадия космогенеза, которая фактически означает Вселенную со всеми ее проявлениями. Имеет многочисленные варианты графических изображений, самым известным из которых является круг, разделенный волнистой линией. Разделяющая круг линия изогнута и никогда не бывает прямой. Если бы она была прямой, то это означало бы, что Тай-цзи находится в неподвижном состоянии. Изогнутая линия показывает, что Тай-цзи находится во вращательном движении. В этом вращении имеют значение скорость и направление (по часовой стрелке или против часовой стрелки) движения. Чем быстрее вращение, тем круче будет изгибаться разделяющая линия.

3. ЛЯН-И (два начала) – приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств Инь и Ян. Графически изображаются в виде окрашивания двух секторов Тай-цзи в чёрный и белый цвета, а также отдельно в виде прерывистой и сплошной черты – яо.

Инь и Ян – это взаимодополняющие противоположности, единство которых образует целое. Хотя они противоположны по природе, между ними существуют гармоничные отношения. Они неразделимы, как две стороны монеты. Инь и Ян непрерывно движутся и меняются. Взаимно усиливаются и сдерживаются и поддерживают свой непрерывный баланс и гармонию.

4. СЫ СЯН (четыре символа) происходящие из комбинаций взаимодействия двух сил Инь и Ян. Графически изображаются в виде появления внутри двух цветных секторов Тай-цзи точек противоположного цвета, а также отдельно в виде четырёх парных комбинаций из прерывистой и сплошной черты. Каждая из комбинаций имеет собственное наименование: Старая Инь, Молодой Ян, Молодая Инь, Старый Ян. Четыре символа называются Диграммами.

В свою очередь, Четыре символа порождают Восемь триграмм, последовательность расположения которых представляется в виде Преднебесного чертежа триграмм.

Завершающую часть исходного космогенеза в китайской философии составляют Шестьдесят четыре гексаграммы гуа.

На мой взгляд, первым четырем стадиям космогенеза в китайской философии могли бы быть поставлены в соответствие такие понятия греческой философии, как монада, диада, триада и тетрада, но, к сожалению, они подходят только по названию, но никак не по смыслу.

-2

Поскольку мне по душе, как идеи китайской философии, так и термины греческой философии, я их использую в описании своей версии космогенеза.

Но прежде приведу символ, который, на мой взгляд, объединяет в себе все четыре стадии космогенеза и дает представление об основных принципах мироздания. Этот символ – тетрактис Пифагора. Обозначения на рисунке мои, это то, как я понимаю данный символ.

-3

Хочу обратить внимание, что космогенез – это процесс возникновения порядка. То есть это не весь процесс эволюции Вселенной, а только её зарождения, начало. Но это очень важный этап, потому что на нем сформировались принципы, которые лягут в основу всего мироздания.

Опять-таки нельзя сказать, что стадий было четыре, по сути их было только две: предшествующая У-ЦЗИ и непосредственно сама стадия возникновения порядка ТАЙ-ЦЗИ.

У-ЦЗИ. Небытие. Единица. Монада. Принцип единства.

У-цзи, как было сказано выше, – это изначальное единство. И, на мой взгляд, это не столько стадия, сколько состояние – состояние небытия.

Небытие же, в моем понимании, не означает «не быть», то есть не существовать, а означает «не являться», то есть не иметь образа, формы. То, что находится в небытие бесформенно и никак себя не проявляет.

А в небытие определенно что-то существует, потому что как заключил древнегреческий философ Парменид: «Из ничего ничто не возникает».

И это что-то – энергия. И энергия эта не абстрактная физическая величина, а вполне конкретная субстанция.

Энергию, как то, что существует, наличествует и дает начало всему, можно выразить знаком единицы.

Изначально энергия пребывала в состоянии сгустка единой неразделенной субстанциимонады. Но в дальнейшем, в стремлении заполнить пустоту бесконечного абсолютного пространства, она разделилась на частикванты. Кванты разлетелись в разные стороны и породили хаос.

Но, несмотря на множество образовавшихся квантов, они все также остались частями одной субстанции. Поэтому, даже не взаимодействуя, они все равно будут между собой связаны, поскольку представляют одну сущность. В этом, думаю, и заключается принцип единства.

Также и во Вселенной, все, что только есть, состоит из частей одной единственной монады и является проявлением одной единственной сущности. Поэтому, когда говорят, что в каждом из нас есть бог, может оно так и есть, ведь монада у пифагорейцев считалась именно божеством.

Если у пифагорейцев первичное божество – это монада, то в философии неоплатонизма оно определяется термином «Единое».

Неоплатонизм устанавливает иерархию бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое. Оно эманирует в Ум (νοῦς), где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу (ψυχή), где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных. Таким образом, путем эманации из Единого, образуются умственный и чувственный космос.

Термин «Единое» в определённой степени тождественен понятию Абсолюта, означающего первооснову мира, первоначало всего сущего, вечное и неизменное, которое понимается единым, всеобщим, безначальным, бесконечным.

В моем же понимании, «Единое», «Абсолют» и «Монада» все это энергия. А энергия, как известно из физики, ниоткуда не берется и никуда не девается, она как данность, есть и есть, а значит логично, что она лежит в основе всего и с нее все и началось.

ТАЙ-ЦЗИ. Бытие. Вселенная.

Этап Тай-цзи – это этап образования форм, путем объединения квантов энергии в структуры.

А с возникновением энергетических структур в пространстве наряду с хаосом, возникнет и порядок, ведь слово «порядок», образовано от слова «ряд», которое означает «расположение объектов в одну линию, рядом друг с другом», а само слово порядок означает «состояние, при котором все находится на своем месте и соответственно функционирует», а также «способ соединения частей в одно целое». Слово ряд восходит к древнему корню *ar- «соединять, связывать»; «нанизывать на основу». Это очень плодоносный корень во всех языках мира, поскольку любая деятельность – это разделение и связывание. Единый корнесловный образ ряда: «соединение разделенного, выстраивание структуры».

На этом этапе энергия уже не безлика, как в небытие, она оформлена и имеет проявления. Теперь она не только есть субстанцией по сути, она еще и является субстратом по форме, называемым материей, и это есть начало бытия. А энергетические структуры – материальные объекты, все вместе, в своей совокупности составляют Вселенную. Но обо всем по порядку.

Двойка. Диада. Принцип дуальности.

После того как энергия в небытие несколько раз разделилась на кванты, они столкнулись и образовали структуры – черные и белые дыры. Эти структуры состояли из пары квантов, двигающихся по окружности в двух противоположных направленияхпо часовой стрелке и против часовой стрелки. Вращаясь в противоположных направлениях, энергия стала представлять из себя две противоположные силы – отрицательную Инь и положительную Ян.

Пара противоположных сил составляет диаду.

А из разделения энергии на Инь и Ян происходит принцип дуальности Вселенной, в которой противоположные силы будут проявляться противоположными качествами и свойствами.

Тройка. Триада. Принцип равновесия.

Как я уже сказала выше, в зависимости от направления вращения, энергия по-разному себя проявляет. Вращаясь по часовой стрелке, она проявляет себя, как отрицательная сила, вращаясь против часовой стрелки, как положительная сила, но есть еще один вариант – совмещение двух противоположных движений в одной структуре, коей и стала серая дыра, образовавшаяся одновременно с черными и белыми дырами. Противоположные силы в такой структуре уравновешиваются, и энергия уже не имеет ярких проявлений. Поэтому помимо двух противоположных состояний, вызванных противоположными силами, есть еще и третье, промежуточное, нейтральное состояние – состояние равновесия.

Тройка энергетических состояний: отрицательное, положительное и нейтральное, составляет триаду.

Поскольку состояние равновесия является самым устойчивым, к нему стремится любая материальная система, поэтому противоположные силы во Вселенной всегда уравновешены. В этом и заключается принцип равновесия. Если где-либо наблюдается энергетический перекос, он всегда будет стремиться выровняться.

Четверка. Тетрада. Принцип цикличности.

В моей версии космогенеза, в образовавшейся серой дыре, кванты энергии распределились на пяти орбитах по два кванта на каждой орбите. Каждая пара квантов двигалась в противоположные стороны. На первой центральной орбите, кванты энергии двигались по часовой стрелке, на второй – против часовой стрелки, на третьей – по часовой стрелке, на четвертой – против часовой стрелки, на пятой – по часовой стрелке. То есть, видим последовательность -1, +1, -1, +1, -1 или же Инь, Ян, Инь, Ян, Инь.

В Википедии в статье «Преднебесный чертеж триграмм» говорится о том, что Инь и Ян можно рассматривать как «0» и «1» одного двоичного разряда (одного бита).

Все в той же Википедии находим, что бит является самой базовой единицей информации в вычислительной технике и цифровых коммуникациях. Бит представляет логическое состояние с одним из двух возможных значений. Эти значения чаще всего представлены в виде «1» или «0», но обычно используются другие представления, такие как истина/ложь, да/нет, +/- или вкл/выкл.

Квантовой версией классического двоичного бита является кубит. Кубит – это квантово-механическая система из двух состояний или двух уровней. В классической системе бит может находиться только в том или ином состоянии. Однако квантовая механика позволяет кубиту находиться в когерентной суперпозиции обоих состояний одновременно.

То есть последовательность -1,+1,-1,+1,-1 или Инь, Ян, Инь, Ян, Инь можно представить как 01010.

-4

Я конечно не программист, а кто-то подумает, что и философ так себе, но можно ли исходя из вышесказанного сказать, что черные и белые дыры несут в себе по одному биту информации, поскольку каждая из них вращается только в одну сторону, а значит и находится только в одном состоянии 0 или 1, а серая дыра содержит целых четыре кубита информации, поскольку одновременно совмещает в себе два противоположных движения. Если допустить, что это так, то информация, которую бы предоставила серая дыра, думаю, была бы такого содержания.

Код 01010 имеет как бы три части – середину в виде 0 и два края 01 и 10.

В левой части число 01 может указывать на три аспекта:

1. Цифра 0 обозначает пустоту или отсутствие чего-либо. У народов майя ноль обозначал «начало», «причину». То есть ноль в начале кода может говорить о том, что все началось с пустоты. Пустота стала причиной разворачивания мира.

2. Цифра 1 обозначает, что что-то есть, что-то наличествует. И это что-то энергия.

3. Цифры 0 и 1 также могут указывать на дуализм: отсутствие/наличие; беспредельное/предельное; статичное/динамичное; отрицательное/положительное и т.д.

0 посередине между двумя краями, от которого в одну и в другую сторону отходит по одной единице и по одному нулю, – это точка равновесия между двумя крайностями, это место где крайности переходят друг в друга, это состояние уравновешенности двух противоположных сил, это нейтральность, «золотая середина».

Число 10 в правой части также может указывать на несколько аспектов:

1. 10 зеркальное число 01, что может указывать на зеркальную симметрию во Вселенной, то есть правая её часть является зеркальным отображением её левой части.

2. Если единица показывает нам, что чего-то в наличие одна штука, то десятка показывает нам, что чего-то десять штук, то есть единица – это единичность, а десятка – это уже множество. То есть вначале была одна монада, которая впоследствии превратилась во множество из десяти квантов.

3. Единица выражает единство, в то время как десятка может выражать многообразие, но поскольку в десятке все равно содержится единица, то все многообразие строится на одной основе. Сколько бы во Вселенной не было форм, они все образованы из энергии. Все многообразие мира является проявлением одной сущности.

4. Если 01 – начало кода, то 10 его конец, равно, как и конец числового ряда, вообще, поэтому десятка может также указывать и на предел.

В целом же код 01010 в кодировании «два из пяти» будет обозначать цифру 4.

Кодирование «два из пяти» используется для представления десятичных цифр с использованием пяти бит. Каждая десятичная цифра представлена ​​двоичным числом, состоящим из пяти битов, два из которых одного вида, называемые единицами, а три другого типа, называемые нулями.

Так четверка в моем представлении обозначает бесконечную повторяемость процессов чередования противоположных состояний -1,+1,-1,+1.

Мы имеем четыре времени года: осень, зима, весна, лето; четыре времени суток: утро, день, вечер, ночь; четыре жизненных процесса: рождение, созревание, увядание, смерть. И во всех этих случаях одно состояние последовательно сменяет другое. Ничто не постоянно: «Всё течёт, всё изменяется», но при этом все повторяется: «Что было, то будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».

Но как можно заметить, смена состояний не происходит резко, она происходит постепенно друг за другом, поэтому тетрада может представлять собой четверку последовательных фаз одного цикла: подъем, пик, спад, дно.

В переходе от одной крайности к другой состоит принцип цикличности Вселенной.

Десятка. Декада. Принцип предельности.

О десятке я уже написала чуть выше, но повторюсь, что десятка в моем понимании означает предел. Поэтому я с ней связываю и принцип предельности, который может указывать на то, что все, что составляет бытие предельно, как в плане протяженности, так и в плане длительности. Это можно объяснить тем, что бытие – это такое состояние мира, при котором энергия оформлена, то есть энергия приняла форму. Форма же имеет очертания, внешние границы, следовательно, у всего, что составляет бытие, у всего, что обладает формой, есть границы, предел. Предел есть даже у Вселенной, поскольку она ограничена количеством энергетических структур, ее составляющих и местом их расположения. Исходя из принципа цикличности, противоположности сменяют друг друга, исходя же из принципа предельности, они это делают, дойдя до своего предела.

Декада в данном случае может означать меру, как целое, состоящее из десяти частей.

Вообще же, в качестве пояснения к тетрактису, на мой взгляд, прекрасно подходит один из законов ДАО, который гласит: «Всякое состояние или действие, доведенное до предела, переходит в свою противоположность. Пара противоположностей поддерживает равновесие, а переход от одной крайности в другую создает многообразие жизни».

Если же капнуть еще глубже и задуматься еще крепче, то есть шанс подойти к самой сути, заключающейся не в принципах мироздания, а в действительности происходящего, и тогда возможно удастся постичь истину, а не только узреть правду. Те принципы, что я описала выше, есть лишь следствия из причин, сами же причины заключены в состояниях энергии, которые можно охарактеризовать как:

Единое. Состояние, в котором энергия пребывала в виде сгустка единой неразделенной субстанции.

Рассеянное. Состояние, в котором энергия разделена на части, и пребывает в виде множества квантов.

Целостное. Состояние, в котором части энергии объединены в структуры, и энергия пребывает в виде множества форм. Все же многообразие форм также составляет одно огромное целое – Вселенную.

Переменчивое. Энергия не пребывает в одном состоянии постоянно. Она, то разделяется на кванты, то соединяется в структуры. Именно непостоянство состояний обеспечивает движение в целом, потому что, движение в самом общем виде – это всякое изменение и превращение.

Вот как об этом написано во введение в книге А.Косарева «Динамика эволюции неравновесных диссипативных сред»: «Во введении к очерку неравновесной термодинамики под названием "Самоорганизация и хаос" профессор МГУ Осипов А.И. пишет: "Среди великих научных достижений 19 века два удивляют своей противоположной направленностью. Это эволюционная теория Ч.Дарвина и феноменологическая термодинамика. Первая обосновала развитие живой материи от низших форм к высшим, то есть усложнение организации в процессе эволюции. Вторая предсказывает дезорганизацию или разрушение изначально заданной структуры в изолированной системе при эволюции к равновесию. Таким образом, эволюционная идея в 19 веке возникла в двух прямо противоположных формах – в виде теории "создания структуры" Ч.Дарвина и теории "разрушения структур", которой, в сущности, является классическая термодинамика. Обе эти теории… отражают единую физическую реальность, но только соответствуют различным её проявлениям"».

На мой взгляд, о переменчивости энергетических состояний говорят и понятия энтропии и энтальпии, введенные в науку Джозайя Уиллардом Гиббсом. Энтропия характеризует стремление всего в мире рассеять свою энергию и превратиться в хаос. Энтальпия – свойство отдельных кусков хаоса организоваться в некоторый порядок.

Таким образом, все, что в мире происходит, связано с деятельностью энергии, с ее диссипацией (лат. dissipatio – рассеяние) и конденсацией (лат.condense – уплотняю, сгущаю).

А в этой связи, последние мысли по теме:)

В алхимии есть такое понятие «Великое Делание», которое означает процесс трансформации первовещества в философский камень.

Великое Делание совершается в четыре стадии, на последней из которых происходит так называемый «алхимический брак»: объединение двух противоположных начал мужского и женского в одну сущность – андрогинна Ребиса.

То есть философский камень – это высшее состояние единения двух противоположностей ИНЬ и ЯН.

Основным же правилом Великого Делания считается принцип «Solve et Coagula», что в переводе с латыни означает «Растворяй и сгущай».

Так вот, на мой взгляд, алхимический процесс Великого Делания как раз и выражает процесс космогенеза. Так алхимическое первовещество – это энергия. Философский камень – это Вселенная. Чтобы Вселенная возникла, монаде надо было разделиться на части (Solve – раствориться), а затем частям энергии соединиться в структуры (Coagula – сгуститься).

Только думается мне, что не так все просто и весь смысл Великого Делания заключается не в превращении энергии в материю, а в трансформации простой сущности, коей является энергия, в Высший Разум, коим является Бог.

-5

Наука
7 млн интересуются