Новости, История, Политика
В 2021 г. исполняется 100 лет возникновению философской и исторической школы евразийства. Возникло после выхода в 1921 в г. Софии сборника «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», Книга 1» (Болгарско-Российское книгоиздательство), авторами которого были П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский, П. П. Сувчинский. В разработке идеологии евразийства активно участвовали Н. Н. Алексеев, Г. В. Вернадский, Л. П. Карсавин и др. Несмотря на то, что в течение 1920-1930-х гг. вышла целая серия сборников, именно первый сборник является своего рода программным документов школы. В отличие от западничества, славянофильства, евразийство видело в России и её культуре органичное сочетание европейского и азиатского начал, что оформлялось в самобытную цивилизацию. Так доказывалась общность исторической судьбы населяющих её славянских и «туранских» (финно-угры, тюрки) народов, близость их культур, этнопсихологического типа, религиозных воззрений и чувств, языков (согласно Трубецкому, в рамках праиндоевропейского языка праславянский диалект был ближе к праиранскому, чем к западным диалектам). Евразийцы видели больше положительных моментов в монгольском иге для государственного строительства и сохранения православных устоев перед лицом идеологической и военно-политической экспансии Запада, а к роли царя Петра I Алексеевича Романова Великого, напротив, относились отрицательно, так как он оторвал Русь от Востока и положил начало принципиального сближения её с Западом в политике и культуре (европеизация). Евразийцы стремились к воссозданию единого Российского государства в границах максимально возможных. По времени это совпало с идеей собирания Москвой земель в рамках СССР, земель, которые были утеряны Санкт-Петербургом в 1917 г. с распадом Российской империи. Под Евразией представители школы понимали срединную часть Европы и Азии, объединяющую три равнины: Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую и Туркестанскую. Евразийство, несмотря на связи с белой эмиграцией, согласовывалось с идеями коммунизма, основанного на интернационализме, тем более, что экономику будущего государства евразийцы представляли как гармоничное сочетание государственных и частных начал, где в обществе будет примат коллектива над личностью. Всё же, с середины 1930-х гг. Евразийство как организованное движение прекратило существование, однако имело значимых последователей. Евразийцы мечтали о мирном преобразования коммунистического государства в автаркическое и авторитарное, руководимое элитой («правящим отбором»), опирающейся в своей политике на доминирующую идею евразийского культурного единства («идеократия»). Одним из позднейших и самых знаменитых представителей этой школы является Л. Н. Гумилёв, создатель пассионарной теории этногенеза. В этой теории формирования племён и народов пассионарность играла одну из ключевых ролей. Пассионарность Л.Н. Гумелёв определял так: «активность, проявляющаяся в стремлении индивида к цели (часто иллюзорной) и в способности к сверхнапряжениям и жертвенности ради этой цели». В своей теории Л.Н. Гумилёв ввёл понятия «суперэтноса» как группы этносов, проживающих в разных климатических зонах, но объединённых в единое общественное целое, культурного релятивизма («мозаичной антропосферы»). Фактически пассионарий в концепции Л.Н. Гумилёва отождествлялся с героем и противопоставлялся «субпассионарию». Субпассионарии − люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество некой энергии не могут полноценно адаптироваться в среде, маргиналы, асоциальные элементы. Несмотря на то, что Л.Н. Гумелёв проиллюстрировал свою теорию доказательствами из целого ряда цивилизаций и народов, эти концепции пользуются популярностью именно у современных российских неоевразийцев, которые отождествляют Россию с суперэтносом.