Найти тему

Инклюзивное искусство: на пути к профессионализму

Моё знакомство с Ассоциацией деятелей инклюзивного искусства (АСДИИСК) произошло два года назад, на третьей всероссийской конференции, которая проходила в здании Союза театральных деятелей на Страстном бульваре. (Репортаж оттуда здесь.) Среди ее участников было несколько признанных лидеров инклюзивного искусства России и множество активистов с мест. Слушать их выступления было интересно. Однако меня не оставляло ощущение какой-то раздробленности, словно главной целью большинства присутствующих было погромче выкрикнуть: «Я есть!»…

Следующая конференция, по понятным причинам, прошла в режиме онлайн. Ситуация для меня повторилась: те же интересные выступления – и то же отсутствие связей, делающих энтузиастов единой силой.

И вот – новая встреча. В Москве с 27 по 29 ноября при поддержке Российского фонда культуры и Министерства культуры Российской Федерации состоялся трехдневный форум «Инклюзивный театр в России. Практика и перспективы». Его организатором выступила все та же АСДИИСК, а основной площадкой стал Государственный Театр кукол имени С. Образцова. Форум прошел в гибридном формате. Все мероприятия, кроме спектаклей, транслировались онлайн на YouTube-канале АСДИИСКа, где их и смотрело большинство участников. (Там их можно посмотреть и сейчас.) Однако около 30 самых смелых приехали в столицу, чтобы очно принять участие в дискуссиях и мастер-классах. Благодаря этому, удалось оценить, как изменилось движение за это время.

Варвара Коровина (в центре) и участники семинара
Варвара Коровина (в центре) и участники семинара

Ключевым мероприятием форума стал открывший его семинар «Формирование профессионального сообщества в инклюзивном театре». Его вела продюсер, исполнительный директор Ассоциации деятелей инклюзивного искусства и куратор форума Варвара Коровина. И с первых же минут разговора я почувствовала разницу между тем, что было, – и тем, что стало. Во-первых, в зале появилось много новых, в основном молодых лиц. Во-вторых, там не было практически никого, кто бы сидел и терпеливо ждал своей очереди, чтобы выступить. Люди активно участвовали в диалоге и явно радовались, что оказались в компании единомышленников. Поскольку я не только следила за дискуссией, но и фотографировала, это было особенно заметно.

Идет обсуждение
Идет обсуждение

Градус общей дискуссии поднимала и спикер. Кратко напомнив историю АСДИИСК, созданной в 2016 году, Варвара Коровина стала активно вовлекать в разговор всех собравшихся. По ходу заседания они то высказывали свои варианты определения сообщества, то, разбившись на группы, выделяли основные проблемы инклюзивного театра в России и предлагали пути решения, то рассказывали о собственных проектах. Так с первых же часов начался активный обмен опытом между людьми, работающими в самых разных регионах и часто даже не слышавших друг о друге. Количество выданной ими «на гора» информации оказалось столь велико, что рассказ о форуме я вынуждена разделить на несколько публикаций.

Одной из главных тем обсуждения стала потребность в переходе инклюзивного искусства в целом и театра в частности на профессиональные рельсы. Наиболее четко эту позицию выразил директор Архангельского театра драмы им. Ломоносова Сергей Самодов. «Мы должны быть максималистами и стремиться к профессионализации наших театров, – подчеркнул он. ­– Нужно, чтобы люди, пришедшие на спектакль, не думали, кто на сцене «с особенностями», а кто – без».

Выступает Сергей Самодов
Выступает Сергей Самодов

Однако подобный максимализм поддержали не все. Как заметила Варвара Коровина, «когда мы пишем на сайте, что занимаемся профессиональной театральной деятельностью, мы очень хотим, чтобы так было. Однако в ассоциации собрались очень разные люди. И сейчас мы понимаем, что для нас важны все аспекты театральной деятельности – от профессионального до реабилитационного. Это важно и для благотворительных фондов, и для НКО, и для театров, которые работают с людьми с инвалидностью»…

Действительно, среди тех, кто приехал на форум, были не только актеры, режиссеры, хореографы и менеджеры государственных и независимых театров, но и сотрудники НКО и благотворительных фондов, педагоги, социальные работники, родители инвалидов с детства. Некоторые из участников совмещают в себе несколько этих ипостасей.

О наиболее ярких участников форума я расскажу в следующем материале.

Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на канал!