Моё знакомство с Ассоциацией деятелей инклюзивного искусства (АСДИИСК) произошло два года назад, на третьей всероссийской конференции, которая проходила в здании Союза театральных деятелей на Страстном бульваре. (Репортаж оттуда здесь.) Среди ее участников было несколько признанных лидеров инклюзивного искусства России и множество активистов с мест. Слушать их выступления было интересно. Однако меня не оставляло ощущение какой-то раздробленности, словно главной целью большинства присутствующих было погромче выкрикнуть: «Я есть!»…
Следующая конференция, по понятным причинам, прошла в режиме онлайн. Ситуация для меня повторилась: те же интересные выступления – и то же отсутствие связей, делающих энтузиастов единой силой.
И вот – новая встреча. В Москве с 27 по 29 ноября при поддержке Российского фонда культуры и Министерства культуры Российской Федерации состоялся трехдневный форум «Инклюзивный театр в России. Практика и перспективы». Его организатором выступила все та же АСДИИСК, а основной площадкой стал Государственный Театр кукол имени С. Образцова. Форум прошел в гибридном формате. Все мероприятия, кроме спектаклей, транслировались онлайн на YouTube-канале АСДИИСКа, где их и смотрело большинство участников. (Там их можно посмотреть и сейчас.) Однако около 30 самых смелых приехали в столицу, чтобы очно принять участие в дискуссиях и мастер-классах. Благодаря этому, удалось оценить, как изменилось движение за это время.
Ключевым мероприятием форума стал открывший его семинар «Формирование профессионального сообщества в инклюзивном театре». Его вела продюсер, исполнительный директор Ассоциации деятелей инклюзивного искусства и куратор форума Варвара Коровина. И с первых же минут разговора я почувствовала разницу между тем, что было, – и тем, что стало. Во-первых, в зале появилось много новых, в основном молодых лиц. Во-вторых, там не было практически никого, кто бы сидел и терпеливо ждал своей очереди, чтобы выступить. Люди активно участвовали в диалоге и явно радовались, что оказались в компании единомышленников. Поскольку я не только следила за дискуссией, но и фотографировала, это было особенно заметно.
Градус общей дискуссии поднимала и спикер. Кратко напомнив историю АСДИИСК, созданной в 2016 году, Варвара Коровина стала активно вовлекать в разговор всех собравшихся. По ходу заседания они то высказывали свои варианты определения сообщества, то, разбившись на группы, выделяли основные проблемы инклюзивного театра в России и предлагали пути решения, то рассказывали о собственных проектах. Так с первых же часов начался активный обмен опытом между людьми, работающими в самых разных регионах и часто даже не слышавших друг о друге. Количество выданной ими «на гора» информации оказалось столь велико, что рассказ о форуме я вынуждена разделить на несколько публикаций.
Одной из главных тем обсуждения стала потребность в переходе инклюзивного искусства в целом и театра в частности на профессиональные рельсы. Наиболее четко эту позицию выразил директор Архангельского театра драмы им. Ломоносова Сергей Самодов. «Мы должны быть максималистами и стремиться к профессионализации наших театров, – подчеркнул он. – Нужно, чтобы люди, пришедшие на спектакль, не думали, кто на сцене «с особенностями», а кто – без».
Однако подобный максимализм поддержали не все. Как заметила Варвара Коровина, «когда мы пишем на сайте, что занимаемся профессиональной театральной деятельностью, мы очень хотим, чтобы так было. Однако в ассоциации собрались очень разные люди. И сейчас мы понимаем, что для нас важны все аспекты театральной деятельности – от профессионального до реабилитационного. Это важно и для благотворительных фондов, и для НКО, и для театров, которые работают с людьми с инвалидностью»…
Действительно, среди тех, кто приехал на форум, были не только актеры, режиссеры, хореографы и менеджеры государственных и независимых театров, но и сотрудники НКО и благотворительных фондов, педагоги, социальные работники, родители инвалидов с детства. Некоторые из участников совмещают в себе несколько этих ипостасей.
О наиболее ярких участников форума я расскажу в следующем материале.
Чтобы ничего не пропустить, подписывайтесь на канал!