Брать больше с тех, у кого много денег — это правильно. Скатываться в крайности из серии "землю – крестьянам", разумеется, не стоит, но прогрессивная налоговая ставка доказала свою эффективность во многих европейских государствах и в Штатах, так что в ее применении у нас тоже нет ничего зазорного. Проблема лишь в том, что налог на роскошь был введен в 2014 году, и с тех пор цена авто, попадающих под этот налог, не менялась. Точнее реальная стоимость машин в салонах менялась, а цифра в три миллиона осталась неизменной.
Но между тем автомобилем, который можно было купить за три миллиона в 2014-м, и тем, что можно купить за эти деньги сейчас, огромная пропасть. Даже по официальному прошлогоднему перечню в список облагаемых налогом на роскошь входят такие шикарные авто, как топовые версии Кодиака, Мурано и Соренто. Соглашусь, что машинки недешевые, но стоит ли приравнивать их к роскоши?
Если же смотреть не по официальному прайсу, а по реальным ценам, за которые машины продают в автосалонах, то три миллиона — это даже не уровень семейного семиместного кроссовера. За три миллиона продают Спортедж, простенькие Тигуаны, а если не повезет с допами, то и топовая Крета уже может подобраться к этой отметке (слава Богу, пока только подобраться, а не пересечь ее).
На сколько подорожали машины с 2014 года? По ощущениям, процентов на 60-70. В 2012 году Дастер в хорошей комплектации стоил 750 тысяч, сейчас же за аналогичную попросят под полтора миллиона. Получается, что и вовсе цены увеличились вдвое. И если на 2014 год планка в 3 миллиона была действительно оправдана, то сейчас машины, которые продают за эти деньги, вряд ли относятся к роскошным.
Как вообще понять, что один автомобиль стоит называть роскошным, а другой нет? Во-первых, есть четкое разделение брендов на премиум и массовый сегмент. Какой бы автомобильный бренд я ни назвал, вы сразу же сможете определить, премиум это или масса. Проверим? Допустим, назову Мазду – ведь очевидно же! Или Мерседес – тоже все понятно. Единственный бренд, по поводу принадлежности которого к премиум или массовому сегменту ходят споры — это Вольво. Но тут уж каждый решает сам в зависимости от любви или ненависти к китайскому шведскому автопрому.
Сделать определенные выводы можно уже на основании этого: если машина премиум-бренда, то можно вводить налог на роскошь. Если нет, то пусть бегает по стандартным квотам. Исключения из этого правила очень незначительны. Разве что самые дорогие Киа типа К900 можно было бы отнести к роскошным авто, а недорогой премиум типа БМВ Х1 и Мини Купера вернуть в разряд массовых. По крайней мере с точки зрения их стоимости это было бы справедливо.
И все равно как ни крути машины за три миллиона нельзя считать роскошными при текущих рублевых ценах на авто, особенно принимая во внимание все допы. Если не пересматривать налог на роскошь еще пару лет, то в массовом сегменте останутся разве что б/ушные машины, а все новое, кроме Гранты и Шевроле Спарка, будет приравнено к премиуму.
Обидно, конечно, что за семь лет цены на машины выросли чуть ли не вдвое, но таковы реалии жизни и ничего с этим не поделаешь — придется либо покупать за дорого, либо ездить на том, что есть. Других вариантов не дано.
Как считаете, можно авто за три миллиона называть сегодня роскошным?