Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

Сколько стоит «содержание» Беларуси для России и почему наша страна получает кредиты на развитие

Оглавление

В этом контексте будет вопиющим упущением не поднять тему кредитов нашему государству, отключения от платежной системы SWIFT и не ответить на истошный вопль «а у вас ВВП меньше нашего», сопровождающий рассказы про индексы БигМака и прочие оторванные от реальности показатели, которые нам преподносятся как какие-то серьезные метрики для оценки развития государства.

Кредиты

Есть ли у нас дефицит бюджета? Да, на 2021 год утверждена цифра 2,6% от ВВП. Это значит в прикладном плане, что доходы государства меньше расходов. Но государство существует не год и не два. Как это возможно?

Каждый год страна ставит целью не только сократить необязательные расходы, но и сохранить и даже увеличить количество социальных программ. Дать людям хочется больше, чем взять, а для этого необходимы дополнительные средства и их где-то требуется  изыскать. Госпредприятия формируют существенную долю бюджета. Следовательно, нужно их развивать, чтобы росли налоговые отчисления.

-2

Дабы избежать увеличения дефицита бюджета, а преимущественно социальные программы и создают дефицит бюджета, и взять курс на профицит, государство вкладывает в развитие промышленности денежные средства с расчетом на будущую отдачу. Есть три основных источника денежных средств на эти цели –  использовать имеющиеся резервы самого же государства, привлечь внутренние заимствования или сторонние, вне государства. Наша страна свои резервы может формировать лишь с доходов от трудовой деятельности. Важна каждая отрасль до единой. Внутренние заимствования осуществляются обычно через выпуск облигаций – долговых ценных бумаг, которые чаще всего покупают банки.

Когда нет возможности обратиться для удовлетворения всех инвестиционных запросов ко внутренним резервам, прибегаем к внешним.

Если кредитные средства обходятся дешевле, чем упущенная выгода от развития с имеющихся фактически средств, это правильно. Чтобы избежать критических ситуаций с перекредитованностью самого же государства, национальные регуляторы, как в нашем случае Нацбанк, устанавливают предельную планку внешнего долга из расчета к валовому внутреннему продукту – на сегодня это 45%. В мире стандартная практика последних десятилетий –  поднимать данную планку, однако кто-то делает это консервативно, как мы, и потому имеем всего 34,3% государственного долга к ВВП.

Есть страны, например, Япония, где госдолг свыше 260% к ВВП, и страна не испытывает проблем, потому что это большое количество дробных заимствований как внутри, так и на внешних рынках, и структура их экономики позволяет так жить, развиваться.

В Греции несколько лет назад государственный долг вышел за рамки 200% ВВП.

Ситуация с госдолгом в юго-западных странах ЕС выглядит иначе. Греция, Италия и Португалия, уйдя далеко за планку в 100% долга, испытывают проблемы с привлечением новых средств для развития, потому вынуждены по требованию кредиторов идти на антинародные меры. А это сокращение пособий, социальных выплат, персонала в госучреждениях.

Теперь давайте рассмотрим несколько вопиющих заявлений, которые слышны как с запада, так и с востока.

«Беларусь живет за счет подачек Путина, и Лукашенко у власти лишь благодаря ему»

Могло быть правдой, если бы не цифры. Подсчитать точную сумму всех кредитов, займов и субсидий крайне сложно, ибо существует множество методик. Но давайте обратимся к российским информационным изданиям, вплоть до РБК, которые называют сумму «содержания» Российской Федерацией нашего государства в размере от 100 до 160 миллиардов долларов.

Что ж, возьмем по максимуму цифру в 160 миллиардов долларов. Жуть как много, правда? Особенно на фоне нашего ВВП – почти 62 миллиарда по прогнозу Евразийского банка развития – плюс 2,5% к показателю 2020 года. Но в этих всех цифрах теряется суть: средства были выделены не за один-два года, а за два десятка лет. Потому манипуляции – дешевый трюк журналистов, достойных писать в желтые газетки, но никак не давать оценку «содержанию Лукашенко» или же партнерским отношениям двух суверенных государств.

А теперь давайте посчитаем даже эту скорее всего притянутую за уши сумму в 160 миллиардов на ВВП за последние 20 лет. С 2001 года наш ВВП рос, потеряв часть объема лишь в период 2014-2016 годов, когда коллективный Запад начал прессовать нашего ключевого торгового партнера РФ вследствие вхождения Крыма в ее состав.

ВВП Беларуси за 20 лет составил 1 триллион 43 миллиарда долларов.

Даже если взять высосанную российскими же журналистами из пальца цифру в 160 миллиардов долларов, самую большую, которая нашлась, получается, что государство, на долю которого пришлось 47,9% стоимостного объема внешней торговли товарами, 45,2% экспорта и 50,2% импорта, осуществило за все время вклад в нашу страну в размере 15,3% от ВВП за этот период.

Здесь следует отметить, что многие инвестиции РФ шли в ее же интересах – как для финансирования развития производств, так и для энергетической отрасли, в которой одна лишь Белорусская АЭС по плану должна была выступать основным поставщиком электроэнергии в Калининградскую область. Потому, если выделять чистые кредиты только нашему государству, а не в своих же интересах, хорошо если эти 160 миллиардов не превратятся в 50-70, снизив процент кредитования Беларуси «за счет Путина» до вообще смешных в оценке российских антилукашистов 7-10% в лучшем случае.

Даже сейчас эта цифра значительно больше, так как идет реализация совместных проектов в рамках Союзного государства, и за 2020 год Беларусь привлекла у России практически 2,5 миллиарда долларов, почти 78% внешнего долга государства, но лишь около 4% от ВВП.

Любые заявления про «содержание Беларуси» являются беспочвенными и глупыми. Потому что все денежные средства шли или на совместные проекты, или были возвращены Беларусью Российской Федерации. Ранее упоминалось про почти 2,5 миллиарда долларов внешних заимствований у РФ. Так вот, более миллиарда долларов было выплачено обратно РФ: кредиты берутся на несколько лет, а в отчетность попадают годичную.

«Беларуси и режиму Лукашенко никто не даст кредиты»

Реальность такова, что Международный валютный фонд как выделял деньги Беларуси, так и выделяет. Все обвинения нашего государства и власти разбиваются о камень реальности. По регламентам МВФ, денежные средства выделяются только признанным правительствам, а в составе учредителей МВФ, которые утверждают страны и суммы для получения заимствований, следующий состав голосов:

США – 16,5%

Япония – 6,14%

Китай – 6,08%

Германия – 5,31%

Великобритания – 4,03%

Франция – 4,03%

Россия – 2,59%

Саудовская Аравия – 2,01%

Доля 27 стран – участниц ЕС – около 25%

Те, кто нас обвиняет во всех бедах, фактически своими действиями признают власть и выделяют денежные средства.

«Европейский банк реконструкции и развития заявил в августе 2020 года, что не будет больше давать Беларуси кредиты»

Во-первых, надо знать принцип работы ЕБРР. Они выделяют деньги не по своей прихоти, а по запросу. И на них свет клином не сошелся, потому все угрозы не кредитовать государство разбиваются о факты: общий объем финансовых ресурсов, предоставленных ЕБРР Беларуси за период с 1992 по 2019 год, составил около 2,9 млрд евро. Последние кредитные соглашения были подписаны в 2019 году на сумму чуть более 300 миллионов евро, а в числе  проектов – станции обезжелезивания воды, мосты, реконструкция нескольких водоканалов, участка дороги М3.

Около 80% поступлений в государственный бюджет – налоги.

Все, с тех пор ничего и не было. Стоит отметить, что часть ранее выделенных средств шла как кредитные линии банкам в стране для кредитования на месте, но фактически не была выдана в полном объеме, и государство планомерно возвращает даже эти остатки. Это ничтожное количество для почти 30-летнего сотрудничества в масштабах государства.

Тот же Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал стратегию развития на 2022-2026 годы, где прописано частичное замещение в Беларуси выпадающих инвестиций международных институтов, которые приостанавливают деятельность в стране. В том числе планы расширения инвестиционных программ. А чтобы вы понимали порядок цифр и суммы, то ЕАБР с уставным капиталом в 7 миллиардов долларов управляет денежными средствами Евразийского фонда стабилизации и развития (ЕФСР) в размере свыше 8 миллиардов, членом которого Беларусь является. Помните визги осенью прошлого года со стороны оппонентов про транш Беларуси в размере 500 миллионов? Это именно оттуда.

-3

«Беларусь отключат от платежной системы SWIFT – и Лукашенко уйдет»

Чтобы банки не заключали договоры с другими банками и не открывали им счета друг друга, и существуют такие системы, как тот же SWIFT. Эта система решает задачу взаимоотношений между всеми банками, которые к ней обращаются для передачи финансовой информации и проведения платежей с возможностью получить свой уникальный SWIFT-код банка и совершать платежные операции. Кроме основных реквизитов банка для совершения перевода в системе SWIFT указывается еще и счет клиента в банке-получателе, и назначение платежа, чтобы банк-получатель мог точно идентифицировать как получателя, так и происхождение средств.

Необходимо понимать, что в разных странах свои валюты, а у клиента, не важно, это физическое или юридическое лицо, могут быть конкретные счета, куда им необходимо перевести средства – не только в национальной валюте банка-получателя, но в тех же долларах и евро, к примеру.

А вот тут кроется одна малопонятная для многих вещь: условный банк в Беларуси не может сам принимать переводы в иностранных валютах. Поэтому часто можно увидеть в реквизитах не только расчетный счет, но и корреспондентский – счет банка для осуществления межбанковских переводов, куда приходят все денежные средства в конкретной валюте и дальше распределяются между счетами клиентов. И если необходимо работать с иностранными валютами, банки вынуждены открывать корреспондентские счета в тех странах, которые регулируют оборот этой валюты: для доллара – в США, для евро – чаще всего в Германии.

Фактически отключение Беларуси от SWIFT не представляет глобальной угрозы, так как SWIFT – не единственная подобная система. На сегодня 100% банков Беларуси подключены к российскому аналогу –  СПФС (Система передачи финансовых сообщений), реализованной на базе Центробанка Российской Федерации, их регулятора. Мало того что система новее и дешевле, так она по протоколу совместима со SWIFT, и от банков не требуется серьезных вмешательств в программную часть, чтобы подключиться к ней и продолжать работать.

Фактически отключение Беларуси от SWIFT лишь приведет к тому, что все наши предприятия, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность, откроют корреспондентские счета в российских банках и будут  продолжать работать дальше, а для более чем 30 стран – участниц СПФС, преимущественно в ЕАЭС и СНГ, куда приходятся наш экспорт и импорт оттуда, SWIFT для расчетов и не нужен.

Крики и вопли коллективного Запада про отключение SWIFT в России смешные. Как результат – прежде всего «ляжет» экономика Евросоюза, так как на Российскую Федерацию приходится львиная доля цепочек производства и поставок продукции в европейские вымираты, как и у соседних стран, которые имеют тесные торгово-экономические связи с РФ.

-4

Да и сама компания SWIFT это понимает, потому еще летом 2021 года заявила, что не будут отключать Россию, которую норовят уже седьмой год выбить из ниши, но дальше визгов дело не пошло. Основным риском в этом случае является лишение РФ корреспондентских счетов в США и ЕС для расчетов в этих валютах. Но это одновременно решит вопрос дедолларизации экономик восточной части нашего континента, пусть и придется из-за этого всей планете пройти через такой кризис, что Великая депрессия в США 30-х годов прошлого века покажется всем прогулкой под луной.

Текст: Илья Бегун

Фото: из открытых источников

Инфографика: Светлана Курейчик