Найти тему
Минская правда | МЛЫН.BY

«Восьмая пятилетка стала лучшей в истории СССР». Плюсы и минусы эпохи Брежнева

19 декабря исполняется 115 лет со дня рождения Леонида Ильича Брежнева. Этот партийный и государственный деятель 18 лет был первым лицом в СССР. В годы своего правления Брежнев поддерживал крупномасштабное экономическое реформирование.

В последней декаде сентября 1965 года состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором рассматривался вопрос: «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Итоговое постановление Пленума легло в основу целого пакета нормативно-правовых актов, принятых на сессии союзного парламента.

В документах были прописаны изъятия из административно-командной системы, существовавшей в СССР с конца 1920-х гг. Выносился за скобки 21 директивный плановый показатель. Руководители субъектов хозяйствования искренне обрадовались тому, что появились альтернативы показателю валовой продукции и себестоимости. В первом случае Государственный плановый комитет Совета Министров СССР должен был отныне спускать субъекту микроэкономики показатель реализованной продукции, во втором — показатели прибыли и рентабельности. Субъекты хозяйствования получили чрезвычайно важное право: оставлять у себя часть прибыли. Благодаря этому у предприятий появлялись свои собственные фонды. Конечно, соответствующие денежные средства не должны были бездумно проедаться. Поэтому формирование подобных фондов начиналось с фонда развития производства. Вторым по порядку формирования, но первостепенным по социальной значимости, становился фонд материального поощрения. Затем формировались и иные фонды. Руководитель субъекта хозяйствования мог заключать договора с предприятиями, не ставя предварительно в известность Госплан. Экономические методы активно включались и в процесс управления аграрно-промышленным комплексом (АПК). Широкая номенклатура продукции АПК стала объектом существенного изменения закупочных цен. Здесь прослеживалось повышение от 50 до 100 процентов. Зато имел место обратный процесс касательно цен на запасные части и технику. Сельскохозяйственные артели, совхозы впервые стали адресатом ощутимой экономической выгоды за сверхплановый урожай. У крестьян появилось основание для большей удовлетворенности ставками распространяемого на них подоходного налога. Государство решилось на их понижение.

-2

Реформа реально работала только одну, восьмую пятилетку, датируемую 1966-1970 гг. Но за этот отрезок времени неполный хозяйственный расчет распространился на 32 тысячи субъектов хозяйствования. Много это или мало? Эти предприятия, вместе взятые, представляли собой становой хребет советской экономики. Остальные производили лишь 26 процентов союзного национального дохода.

Внедрение неполного хозяйственного расчета привело к тому, что восьмая пятилетка оказалась лучшей в истории СССР. Тогда были зафиксированы беспрецедентные темпы роста по ключевым макроэкономическим показателям. Если принять национальный доход, промышленность, производство предметов потребления, розничный товарооборот, фонд зарплаты в 1965 году за 100%, то в 1970 – наблюдается такая картина: по первому показателю – 286%, по второму – 150%, по третьему – 303%, по четвертому – 298%, по пятому – 320%.

Восьмая пятилетка проходила в то время, когда я был школьником. Так вот, в моей родной Любани по улице Пушкина стояло тридцать восемь частных домов. В 1966 году на всю улицу был только один телевизор, многие семьи не имели стиральных машин, пылесосов, двухкамерных холодильников, ни у кого не было личного автомобиля. Что же мы наблюдаем в начале 1970-х? У всех семей появились телевизоры, существенно увеличилось число собственников стиральных машин, пылесосов, двухкамерных холодильников, появились два владельца личных автомобилей. Никогда не забуду, как радовались мои родители, наши соседи, когда 7 марта 1967 года постановлением ЦК КПСС, Совета министров СССР и ВЦСПС была введена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, когда в соответствии с постановлением правительства СССР в сентябре 1967 года минимальный размер месячной заработной платы рабочим и служащим, занятым в народном хозяйстве, с января 1968 года был установлен в 60 рублей. На улице также проживало несколько человек, работавших в колхозах. Хорошо известно, что до первого июля 1966 года на тружеников села не распространялось союзное законодательство в части, касающейся гарантированной ежемесячной оплаты труда. Именно такая оплата вводилась 1 июля 1966 года. Помню их позитивную реакцию.

-3

Не забудем и о том, что именно в эту пятилетку стали нерабочими днями 8 марта и 9 мая. Пример отдельно взятой улицы показывает, что реформа укрепила социальные стандарты, серьезно повлияла на рост народного благосостояния.

В свете сказанного приходится сожалеть, что Брежнев и его окружение свернули эту реформу в 1970-х. С ними сыграл злую шутку внушительный рост цен на углеводороды на мировом рынке. Государственная казна заметно обрастала нефтедолларами. Правящая политическая элита уверовала в то, что так будет всегда. Она с начала 1970-х утратила мобильность, проявляла нежелание, неготовность к принятию неотложных решений стратегического характера. Благодаря нефтедолларам добрый десяток лет удавалось одновременно сохранять социальное государство и участвовать в беспрецедентной гонке вооружений. Но наступил момент, когда цены на углеводороды на мировом рынке резко упали. Плюс – плачевные последствия сверхмощных темпов развития военно-промышленного комплекса. И страна вступила в системный экономический кризис, генетически связанный с ее исчезновением с политической карты мира в 1991 году.

Доктор экономических наук, профессор Владимир Бессонов писал: «Поскольку все планировалось сверху, то с уровня домашнего хозяйства, отдельного работника или предприятия мало что можно было сделать. Это убивало инициативу снизу, а плановый характер системы доводил ситуацию до абсурда: например, в легкой промышленности для внесения минимальных изменений в дизайн одежды требовалось чрезвычайно долго согласовывать их в разных инстанциях. Таким образом, потенциал людей в этой системе не мог быть использован.

Конечно, нельзя отрицать, что в брежневскую эпоху было самое социальное государство в истории СССР. Свернув реформу, государство никак не отказывалось от выполнения социальных функций. Выстроим хронологический ряд, относившийся ко времени, которое обычно называют брежневским застоем. Здесь за каждым событием стоял специальный Указ Президиума Верховного Совета СССР.

-4

25 декабря 1972 года. Сделан новогодний подарок для тех, кто получал заработную плату до 70 рублей месяц. Отныне с этой зарплаты не взимались налоги.

28 августа 1974 года. Круг лиц, которые получали паспорта граждан СССР, расширился за счет колхозников.

4 сентября 1974 года. Государство обратило внимание на детей в малообеспеченных семьях. При этом был оговорен критерий для таких семей. Имелся в виду совокупный доход на одного члена семьи: не более 50 рублей в месяц. В данном случае предусматривались специальные пособия.

23 ноября 1978 года. Увеличилось число льгот, адресованных участникам и инвалидам Великой Отечественной войны.

7 марта 1980 года. Ветераны получили очередные льготы. При этом власти исходили из того, что материально-бытовые условия данной категории соотечественников оставляли желать лучшего. Естественно, настоящая недоработка была устранена.

А сейчас статистика: сравнение 1964 и 1982 гг., то есть первого и последнего годов нахождения Брежнева на политическом Олимпе.

-5

Первый пункт для сравнения: объем промышленного производства в СССР и США. Сравнение не в пользу СССР и на старте брежневской эпохи, и на ее финише. Но если отставание СССР в 1964 году равнялась 43%, то в 1982 году – уже 19%. Леонид Ильич оставил в наследство государство, которое сугубо по валовым показателям промышленного и аграрного сегментов народнохозяйственного комплекса (НХК) в глобальном масштабе уступало только США.

Второе – доходы граждан СССР. Здесь увеличение составило 48 %.

Третье – численность населения. Советских людей стало на 42 миллиона больше.

Четвертое – обеспеченность жильем. Число граждан СССР, чья потребность в этом вопросе была удовлетворена, увеличилось на 35 млн.

Пятое – среднемесячная зарплата рабочих и служащих в НХК СССР. Когда Брежнева избирали Первым секретарем ЦК КПСС, ее суммарное выражение было таково: 90 рублей 10 копеек. Через 18 лет анализируемый показатель составил 177 рублей 30 копеек.

Шестое – сумма общественных фондов потребления (ОФП) в натуральном выражении. В 1964 году имеем 54,6 млрд рублей, в 1982 году – 128,3 млрд. Любой серьезный исследователь истории брежневской эпохи будет по достоинству оценивать ОФП. Благодаря им советские люди получали материальные блага и услуги из источника, который не имел отношения к фонду оплаты труда. Как здесь не вспомнить бесплатное медицинское обслуживание, образование, занятия спортом и в кружках культурной направленности, финансовую подпитку для всех, кто был особенно стеснен в ресурсах для личного потребления.

-6

А сейчас остановимся на реалиях советской политической системы в 1970-х – начале 1980-х гг. Было вполне очевидным нарастание консерватизма в общественно-политической жизни. Усилению отчуждения власти от общества способствовала бюрократизация партийно-государственного аппарата. По нарастающей развивалась формализация в жизни и деятельности общественных организаций.

Сложный и противоречивый характер носила внешняя политика СССР в годы правления Брежнева. Здесь были плюсы и минусы. Сначала скажем о плюсах. СССР сыграл существенную роль в появлении договоров, соглашений, которые органически вписались в глобальную архитектуру, позволили так ее переформатировать, чтобы она в большей степени отвечала вызовам времени. Прежде всего, речь идет о подписанном 1 июля 1968 года Договоре о нераспространении ядерного оружия. Делу поддержания стратегической стабильности отвечали следующие советско-американские договоры и соглашения: Договор об ограничении систем ПРО, Договор о принципах взаимоотношений между СССР и США, Соглашение о недопущении ядерной войны, Договоры об ограничении стратегических вооружений в 1972 и 1979 гг.

-7

Весомым был и вклад СССР в формирование европейской архитектуры. Леонид Ильич много вложил в процесс подготовки главной несущей конструкции европейской архитектуры – Заключительного акта общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Этот документ был скреплен автографами первых лиц 33 государств Старого Света, США и Канады в столице Финляндии 1 августа 1975 года. Свою подпись поставил и Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. С Заключительным актом генетически связана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Авторитет ОБСЕ в современном мире хорошо известен.

Путь к Хельсинки начинался в Москве 12 августа 1970 года. В этот день СССР и Федеративная Республика Германия подписали Московский договор. Приложив титанические усилия, Брежнев добился того, что в этом документе была прописана незыблемость границ в послевоенной Европе, включая польско-германскую границу по Одеру — Нейсе. Второй шаг на пути к Хельсинки – Варшавский договор, третий – Четырехстороннее соглашение по Западному Берлину, четвертый – Договор об основах отношений между ФРГ и ГДР, пятый – Договор между ФРГ и Чехословацкой Социалистической Республикой (ЧССР). Используя реальное влияние СССР на Польскую Народную Республику (ПНР), Германскую Демократическую Республику (ГДР), ЧССР, Леонид Ильич активно содействовал процессу.

Вместе с тем имели место действия СССР на международной арене, которые заслуживают отрицательную оценку. Глубоко порочной была доктрина Брежнева, согласно которой считалось нормой ограничение суверенитета социалистических стран со стороны Москвы. Именно на основании этой доктрины состоялся ввод войск СССР и его четырех союзников по Организации Варшавского Договора в ЧССР в 1968 году.

Брежнев участвовал в принятии решения, которое генетически связано с афганской войной 1979-1989 гг. Поддержанный им ввод советских войск в Демократическую Республику Афганистан обернулся долгосрочными негативными последствиями для его Отечества.

Кремль полностью проигнорировал выступление канцлера ФРГ Гельмута Шмидта в международном Лондонском институте стратегических исследований 28 октября 1977 года. Если бы советская сторона тщательно изучила это выступление, конструктивно на него реагировала, удалось бы избежать ракетного кризиса конца 1970-х – начала 1980-х гг.

Автор статьи: Михаил Стрелец

Автор фото: из открытых источников, носят иллюстративный характер