Так уж получилось, что на этой неделе какая-то излишняя концентрация автомобилей «Москвич» на канале. Надеюсь вы не против, ведь сегодня вас ждёт рассказ об одном уникальном экземпляре.
В «Музее Москвича» на ВДНХ в Москве хранятся три из четырёх юбилейных автомобилей МЗМА.
Про миллионный «Москвич», которым стал белый «408-й», я уже рассказывал ранее, а теперь давайте посмотрим на двухмиллионный.
Кстати, если вы вдруг пропустили статью про миллионный «Москвич», а теперь чувствуете потребность узнать про него, то вот ссылочка:
Напомню, что миллионный автомобиль сошёл с конвейера Московского завода малолитражных автомобилей 18 мая 1967 года.
На производство еще одного миллиона автомобилей ушло более семи лет — двухмиллионный экземпляр увидел свет в августе 1974 года.
Им стал вот этот «Москвич-412ИЭ», кузов которого окрасили в прекрасный цвет «Коррида» (новинка того же 1974 года, кстати).
Автомобиль сразу же отправили на хранение в музей завода, который в то время еще не был доступен для посещения для всех желающих.
Но прежде чем мы перейдём к разговору об отличиях двухмиллионного «Москвича», давайте сначала разберёмся, что обозначают буквы «И» и «Э» в индексе модели.
Еще на этапе проектирования «Москвича-408» конструкторы закладывали в модельный ряд вариант с более мощным мотором. Такой двигатель появился в середине 60-х под обозначением УЗАМ-412.
Когда этот мотор поместили в немного изменённый кузов от «408-го» модель по принятой в СССР логике назвали «Москвич-412» (индекс модели соответствовал индексу мотора).
Сегодня мощность мотора в 75 лошадиных сил кажется смешной, но в то время в СССР не существовало других компактных моделей со столь производительными моторами. Так что «Москвич-412» был настоящей пулей советских дорог.
Первые «Москвичи-412» визуально практически не отличались от «408-х», выпущенных после 1964 года. Они имели характерную решетку радиатора с круглыми фарами и каплевидные задние фонари.
Но так как некоторые агрегаты нового мотора просто не влезали в подкапотное пространство «Москвича-408», заводу пришлось подготовить обновлённый кузов.
В итоге в 1969 году одинаковые изменения получили обе модели — «Москвич-408» и «Москвич-412».
В частности появилась новая передняя решётка с прямоугольными фарами и горизонтальные задние фонари с треугольными указателями поворота над ними.
Одновременно с этим модернизированный кузов был доведён до соответствия принятым в те годы требованиям пассивной безопасности, что было подтверждено сертификационными испытаниями во Франции.
Например, появились ремни безопасности, а ряд элементов салона стали производить из мягких материалов.
Соответствие модели европейским пассивным нормам безопасности решили отметить буквой «И» в индексе. А так как теперь все выпускаемые автомобили «Москвич-412» могли без изменений поставляться на экспорт, то в индекс также добавили букву «Э», т.е. «экспортный».
Таким образом все «Москвичи-412», произведённые после 1969 года, правильно называть «Москвич-412ИЭ».
«408-ой» и «412-й» «Москвичи» продолжали модернизировать на протяжении всего срока их производства.
Но давайте теперь вернёмся к двухмиллионному «Москвичу-412ИЭ». Им стал автомобиль с кузовом №531217.
Именно на нём впервые применили внешнее оформление, которое впоследствии используют на трех- и четырёхмиллионном «Москвичах».
На дверях появились наклейки с большой цифрой 2 и надписью «миллионный», а также две звезды — по одной на каждый миллион.
Две такие же звезды также красовались на багажнике, а на капоте наискось нанесли цифру 2 000 000.
Салон автомобиля получил все изменения, соответствующие автомобилям позднего выпуска.
Передняя панель стала чёрной, чтобы снизить блики от неё на лобовом стекле.
На автомобиле стоит комбинация приборов с круглыми циферблатами в колодцах, предназначенная для модернизированных Москвичей-2140. Такие с четвёртого квартала 1974 года ставили на все «412-е».
В таком виде «412-е» производились до декабря 1975 года, когда сделали небольшую партию переходных моделей, отличающихся задней частью от нового «Москвича-2140».
Сегодня МЗМА стал историей. К счастью, довольно большое количество уникальных экземпляров и прототипов удалось сохранить благодаря заводскому музею.
Двухмиллионный «Москвич-412» — один из них. Он находится в состоянии близком к идеальному. Разве что качество сборки так себе. Посмотрите, например, на кривой зазор капота. Не могли нормально собрать что ли?
Другие интересные статьи из «Музея Москвича»:
Впереди вас ждут рассказы про еще один юбилейный «Москвич», так что подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить!